Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения» |
Коммуникация | |||
Автор: Батищева Елена Ярославовна | |||
23.04.2020 21:38 | |||
Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения» Авторы проекта:
Тюмень 2020 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад центр развития № 158 г. Тюмени Направленность проекта Введение В Федеральном законе от 29. 12. 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» говорится о том, что оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а так же на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Проект по развитию коммуникативных навыков, рефлексивных способностей у детей 4-7 лет «Знатоки общения» (далее — Проект) разработан в соответствии с нормативными документами: — Конвенция о правах ребенка — Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Постановление Министерства образования Российской Федерации от 16 июня 1989 года № 7/1 «Концепция дошкольного воспитания» — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» — Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на построение образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе активности личности. По мнению многих исследователей, наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими. Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих. Как это осуществить в условиях детского сада? Именно на этот вопрос мы попытались ответить с помощью-психолого-педагогического проекта «Мастерская общения…» Паспорт проекта Тема: «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет» Тип проекта: практико-ориентированный Предмет исследования: влияние продуктивной творческой деятельности на развитие мышления, речи дошкольников, влияние детско-родительских отношений на развитие познавательной сферы ребёнка. Участники проекта: дети 4-7 лет, педагоги, родители воспитанников По количеству участников: групповой Авторы проекта: педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна, Воспитатели: Добрянцева Елена Михайловна, Суворова Татьяна Михайловна, Шадрина Татьяна Николаевна Продолжительность проекта: 6 месяцев Тип проекта: коррекционно-развивающая, профилактическая работа Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: в виду недостаточно развитых речевых, коммуникативных навыков, недостаточного уровня зрелости ВПФ ребёнок не может в полной мере раскрыть свои способности, быстро теряет интерес к занятиям, ощущает себя не успешным в детском коллективе. Ребёнок не успешный в общении со сверстниками не может благополучно проходить этапы социализации, как в дошкольном, так и школьном периоде, что непосредственно влияет на его успешность как в личностной, познавательной, так и эмоциональной сфере. Цель проекта – развитие творческих способностей, творческого мышления, воображения, обогащение устной речи, развитие у дошкольников умения составлять рассказы. Задачи проекта При работе с детьми: Развитие речевых, коммуникативных способностей детей; развитие рефлексивных способностей детей, воспитание нравственных ценностей, уважения детей друг к другу; обучение работе в микрогруппах, умению распределять роли, слушать друг друга; выражать свои мысли, грамотно и полно строить предложения. Поддержка детской инициативы, творческого, вариативного мышления, поиска собственного решения, самостоятельности. Для педагогов:
Для родителей:
Продукты проекта: - Создание картотеки дидактических, творческих, речевых игр и упражнений - Создание и оснащение речевых, творческих уголков - Разработка собственных пособий, направленных на развитие речи, творческого мышления и творческих способностей дошкольников - Создание «речевых папочек», «звуковых папочек» - Цикл занятий, направленных на развитие связной, монологической, диалогической стороны речи, а также творческих способностей дошкольников - Консультации с родителями и педагогами на тему: «Развитие коммуникативных навыков детей», «Как помочь ребёнку разрешать конфликты», семинар «Стратегии эффективного общения с детьми», «Развитие речи дошкольников». -Детско-родительский тренинг «Сказочные лоскутки» -Квест игра «В гостях у старичка Лесовичка» -Мастер-класс для педагогов и родителей Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей. Принципы и подходы реализации проекта
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Подготовительный этап - Создание и оснащение речевых, творческих уголков - Разработка собственных пособий, направленных на развитие речи, творческого мышления и творческих способностей дошкольников - Создание «речевых папочек», «звуковых папочек» - Создание картотеки дидактических, творческих, речевых игр и упражнений - Создание и оснащение речевых, творческих уголков Сентябрь Диагностика Познавательной сферы, уровня развития, творческих способностей, развития воображения детей. Анкетирование родителей выявление уровня знаний об особенностях развития речи, творческих способностей, мышления детей дошкольного возраста; Игровое занятие «Путешествие в сказку» Основной этап Октябрь Детско-родительский тренинг «Сказочные лоскутки» (для средних, старших и подготовительных групп) Консультации с родителями и педагогами на тему: «Развитие коммуникативных навыков детей», «Как помочь ребёнку разрешать конфликты», «Стратегии эффективного общения с детьми», «Развитие речи, творческого мышления и творческих способностей у детей». Ноябрь «Ссора» – Формирование умения анализировать поступки (собственные, сверстников, окружающих людей, литературных героев) в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения; находить причину конфликта; – Знакомство с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствование их закреплению в поведении; – Дифференцирование противоположных эмоциональных переживаний: дружелюбия и враждебности. «Настоящий друг» – Формирование умения дифференцировать ощущения дружбы и ссоры; – Формирование способности видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека; – Закрепление знаний о доброжелательном поведении; – Развитие способности находить в реальной жизни ситуации, аналогичные литературным по своему нравственному содержанию. Групповые занятия на тему: «Настоящий друг» «Доброта похожа на солнце», «Мы все разные, мы все прекрасные», психологический занимательный тренинг «Семейный очаг» (средние, старшие, подготовительные группы) Психологическая акция «Неделя Бархатных слов» (педагоги, дети, родители) Декабрь Психологический занимательный тренинг «Сколько раз нужно делать добрые дела?» Музыкально-театрализованная сказка «Волк и семеро козлят» Интеллектуальная игра викторина «В гостях у феи» Январь Семинар-практикум для родителей и педагогов «Стратегии эффективного общения с детьми» Вебинар для родителей и педагогов «Причины плохого поведения детей. Как правильно говорить с детьми» Недельный проект «Волшебный мир общения» Цель: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность. Февраль Вебинар для родителей «Нестандартные способы и приемы для развития речи и творческого мышления детей Детско-родительский квест «Школа молодого бойца» Аппликация на тему: «Подарю подарок другу» ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Результаты проекта представлены в виде следующих целевых ориентиров:
- ребёнок проявляет осознанность и произвольность поведения, руководствуется моральными мотивами; — положительно относится к себе и к окружающей действительности.
|