Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников |
Коммуникация | |||
Автор: Виноградова Елена Константиновна | |||
03.05.2019 13:49 | |||
Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников Виноградова Е.К. МБДОУ ДС №425 г. Челябинск Аннотация. В статье показана значимость формирования коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников. Рассмотрено понятие коммуникативной компетентности, ее компоненты. Определены механизмы формирования коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников. Ключевые слова: компетентность, коммуникативная компетентность, компетенции, педагогическая коммуникация. Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования определяет системно-деятельностный и компетентностный подходы как приоритетные. В рамках данного подхода определяются результаты образования.
Для компетентностного подхода основная значимость приобретает способность человека к использованию имеющихся знаний. Данная способность приобретается посредством получения опыта самостоятельного решения задач и проблем. Именно это является смыслом образовательной деятельности. Компетентность человека проявляется в анализе результатов деятельности, способности делать выводы, то есть, овладении рефлексивной деятельностью [1]. Понятие коммуникативной компетенции несколько различается у разных авторов. Примем в качестве основного определения следующее: коммуникативная компетентность это умение устанавливать и поддерживать эффективные контакты с разными людьми. Н.Н. Лобанова отмечает, что под коммуникативной компетентности педагога следует понимать способность педагога к разнообразным формам общения и взаимодействия, как система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения успешного общения в определенном круге ситуаций личностной коммуникации [5]. Существует достаточно широкий спектр компетенций, которые необходимы профессионалу в современных условиях. При этом, коммуникативная компетенция относится в ключевым. Для человека с высоким уровнем развития коммуникативной компетентности характерно развитие всех ее компонентов, хорошее владение техниками коммуникации. Понятие коммуникативной компетенции непосредственно связано со всеми видами педагогической коммуникации. Феномен педагогической коммуникации является многоаспектным и включает в себя такие стороны как:
Как показывают исследования (В. А. Кан-Калик, Я.Л. Коломенский, Н.В. Кузьмина, А.Н. Маркова), эффективность педагогической деятельности воспитателя ДОУ, тесно связаны со взаимодействием с родителями. Общение с родителями воспитанников, которые имеют различный возрастной и образовательный статус, является составляющей частью коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования Профессиональное общение воспитателя направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателями эмоциональной или познавательной информацией, знаниями, опытом, умениями и навыками, на установление сотрудничества, взаимодействия и партнерских отношений с родителями воспитанников. Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образования в сфере взаимодействия и общения с родителями воспитанников характеризует его способность успешно строить процесс общения с родителями, учитывая их актуальные образовательные потребности и интересы, применяя современные формы и методы организации общения. Согласно представлениям Т.В. Кротовой, взаимодействие педагога с родителями – это профессиональное общение педагога, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателями эмоциональной или познавательной информацией, знаниями, опытом, умениями и навыками [6]. Оно нацелено на установление сотрудничества, взаимодействия и партнерских отношений с родителями воспитанников. Данный факт указывает на профессиональную ответственность воспитателя и повышение требований к уровню его коммуникативных знаний и умений, владению приемами и способами эффективного общения с родителями воспитанников. В качестве показателей готовности воспитателей дошкольных образовательных учреждений к формированию коммуникативной компетентности можно выделить:
Цели деятельности по формированию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ:
Ведущим средством формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОУ во взаимодействия с родителями воспитанников является методическая работа. К преимуществам методической работы следует отнести способность формировать у педагога новые знания и умения, возможность изучения инноваций в педагогической деятельности, систематическим и целенаправленным характером работы с педагогами. В процессе методической работы педагог взаимодействует с коллегами в квалифицированной среде, может в короткие сроки перенести вновь полученные знания и умения в педагогическую практику, получить поддержку своих опытных коллег, наставников. У руководителя методической работы, в свою очередь, имеется возможность реализовывать дифференцированный подход, проводить индивидуальную работу с педагогами, наблюдать педагогический процесс и преодолевать имеющиеся у конкретного педагога трудности, проводит коррекцию процесса формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОУ во взаимодействия с родителями. В работах Е.П. Арнаутовой [1] и В.М. Ивановой имеются конкретные рекомендации по организации методической работы с педагогами. В настоящее время считается, что в организации методической работы с педагогами должны использоваться как традиционные, так и современные формы методической работы. К традиционным формам методической работы, которые остаются достаточно эффективными следует отнести семинары-практикумы, открытые просмотры, консультации и др. В качестве современных форм необходимо выделить активные методы обучения педагогов. В ходе применения активных методов учебная деятельность носит преимущественно творческий характер, у обучаемых формируются как специальные знания и умения, так и познавательный интерес и мотивация к обучению. Применение активных методов связно с применением диалога, в ходе которого, в группе возможен свободный обмен мнениями о возможностях решения конкретной проблемы. Велика роль самостоятельной деятельности участников при овладении требуемыми компетенциями. К активным методам реализации методической работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ можно отнести
В качестве предполагаемого результата проведения методической работы выделим:
Руководителям ДОУ следует учитывать, что любые нововведения могут быть связаны с сопротивлением со стороны сотрудников. Это объясняется действием как психологических, так и социальных причин. Поэтому проблема формирования отношения субъектов инновационной деятельности к ней относится к важнейшим факторам реализации инновационного процесса. Для успешного внедрения инноваций необходим правильный подход к педагогам со стороны администрации. Следует максимально избегать давления на педагогических работников. В плане работы с педагогами учитываются индивидуальные педагогические запросы и предпочтения, оценивается уровень готовности к инновационной деятельности. Таким образом, в процессе профессиональной деятельности педагога формирование коммуникативной компетентности относится к наиболее важным задачам, так как педагогическое общение включается во все виды деятельности педагога. В тех случаях, когда педагог целенаправленно организует общение с воспитанниками и их семьями, коммуникативные компетенции педагога приобретают особую ценность. Для формирования коммуникативной компетентности педагогов используются разнообразные формы работы. Способы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования. Следует отметить, что нельзя ограничиваться традиционными методами работы с педагогами. Одним из наиболее эффективных средств работы с педагогами по формированию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников можно считать применение активных методов обучения. Они предполагают диалогическое общение обучающих и обучаемых, способствуют повышению познавательной активности педагогов, а также быстрому формированию необходимых знаний и умений. Список литературы
|