Важенина Наталья Николаевна Педагог-психолог IIKK МБДОУ "Детство" д/с №536 г.Екатеринбург, Свердловская область
Формирование культуры речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием для решения основной задачи дошкольников – разностороннего воспитания личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе. Проведенное нами констатирующее исследование показало, что у детей с нарушениями речи без целенаправленного обучения оказывается недостаточно сформированной этикетная лексика, в результате чего некоторые дошкольники с ОНР не достигают высокого уровня владения этикетной лексикой и навыками ее использования, которыми владеет большинство дошкольников с нормальным речевым развитием. В то же время данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствовали о том, что дети с нарушением речи имеют потенциальные возможности к усвоению названных знаний и умений.
Говоря о культуре речевого поведения, мы имеем в виду использование формул речевого этикета и соблюдение правил поведения во время бесед, разговора с кем-либо и т.д. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно – поведенческие правила. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива. Педагог терпеливо, ежеминутно формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни. В основе педагогической работы по данному направлению лежат основные принципы воспитания и обучения. Воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, происходит в процессе деятельности (игровой, познавательной, трудовой и др.); при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; при соблюдении единых требований всех взрослых людей, воздействующих на ребенка. Обучение правилам речевого этикета происходит при соблюдении таких дидактических принципов, как наглядность, систематичность, прочность обучения, а также опора на активность и сознательность детей, учет их индивидуального развития. В занятия по воспитанию речевой культуры поведения можно включить беседы, игры, театрализованные представления, праздничные досуги, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музея и т.п. – все это создает условия для наилучшего усвоения детьми принятого в обществе порядка поведения и освобождают от излишнего умственного напряжения. Непроизвольная, свободная форма занятий, отвечающая особенностям детей группы, педагогическому подходу воспитателя и задачам, которые он ставит перед собой и детьми, а также возможностям детского сада, дает возможность творчески, ярко, красочно и интересно обучать детей правилам человеческого общежития, при этом исключая перенасыщенность детсадовского дня дошкольника организованными занятиями. Вместе с тем занятие дисциплинируют детей, направляет их умственную деятельность в нужном направлении. Дети осознают значимость правил этикета, поскольку видят, что ими, как и развитием речи или математикой, надо «заниматься». Особую роль в занятиях поведенческого характера играют практические упражнения, игровые ситуации и игры. Практические упражнения помогают отработать тот или иной поведенческий навык. Игровая ситуация помогает опробовать правило в действии и наглядно увидеть ход и последствие его соблюдения. Она базируется на отработанном в упражнении навыке и корректирует этот навык с учетом реальности. Игры дают возможность интересно и показательно обучить детей; они снимают у детей состояние неловкости и неуверенности, эмоционально окрашивают правило, делают его привлекательным. Занятия состоят из трех частей: постоянный ритуал начала занятия, основная часть, ритуал прощания. При необходимости вводится минута «шалости». Желательно, чтобы первые занятия воспитатель проводил с участием психолога дошкольного учреждения, что поможет избежать ошибок в общении с детьми. При комплектации подгрупп для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития. Допускается разделение занятия на части. Адаптируйте вопросы к реальным условиям жизни детей, непосредственному окружению. Пусть дети поймут, что милосердными, добрыми надо быть здесь и сейчас, а не в далеком будущем. Приступая к обучению детей правилам речевого этикета, следует понять, для чего это надо делать. Мы социально ориентируем ребенка в человеческом мире, учим его налаживать доброжелательные отношения с окружающими людьми, близкими, знакомыми и незнакомыми, со взрослыми и детьми (старшими, сверстниками, младшими), проявлять чувства любви, дружбы, товарищества, уважения. Мы способствуем развитию его общения, помогаем ему воздействовать на окружающий мир, который сосредоточен для него преимущественно в семье и детсадовской группе. Разрабатывая план занятий по речевому этикету, необходимо учесть особенности группы: количество мальчиков и девочек, национальный статус, возраст детей, социальная принадлежность, материальное положение и т.д. В зависимости от характера детской группы, а также от количества отведенного времени, потребностей детей мы определяем те или иные темы занятий, формы и виды воспитательной работы. Занятия по воспитанию культуры поведения детей способствуют повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки, наблюдательности и основ нравственности и культуры поведения. Мы разработали 28 занятий по освоению формул речевого этикета со старшими дошкольниками. Первые 6 занятий являются вводными. Остальные занятия – формирующие речевой этикет. Занятия проводятся один раз в неделю в течение всего учебного года. Цель наших занятий - сформировать представления детей о нормах и правилах поведения. Основные задачи занятий: • Формирование умения употреблять обращения по имени, имени отчеству в самостоятельной речи. • Формирование умения правильно строить фразу при обращении к незнакомым людям. • Формирование умения разворачивания этикетные фразы с помощью мотивировок. • Сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире. • Научить детей выделению, анализу и оценке поведения на основе эталонов и образцов, представленных в культуре. • Активизировать ценностно – смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций. • Развить умение чувствовать и понимать другого. • Повысить самооценку детей, их уверенность в себе. • Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого. • Способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей. • Развить наблюдательность, любознательность. • Способствовать сплочению детского коллектива. Основные требования к знаниям и умениям дошкольников. Дошкольники должны уметь: - употреблять разнообразные формулы речевого этикета; - разворачивать формулы речевого этикета за счет обращений и мотивировок; - проявлять доброжелательность к окружающим, используя интонацию, мимику, жесты. Дошкольники должны знать: - первичные представления о нормах поведения; - правила речевого этикета. Основными методическими приемами организации экспериментального обучения являлись моделирование речевых ситуаций через ролевые игры. Их использование позволяло активизировать и совершенствовать все фазы речевой деятельности, формировать и закреплять все определенные содержанием обучения знания и речевые умения, создавать условия для усвоения норм поведения в типовых ситуациях этикетного общения. Кроме того, использование данных приемов позволяло приблизить речевую деятельность детей на занятиях к условиям реального общения и, тем самым, создать предпосылки для переноса приобретаемых знаний, умений и навыков в условия реальной повседневной коммуникативной деятельности. Игра, как известно, основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она не только развлекает и увлекает ребенка, но и способствует его социализации, т.е. активному вхождению в жизнь общества, усвоению общественного порядка, приобретению навыков общежития, а также умения воздействовать на окружающую среду. Ведущее место игры в жизни дошкольника обусловило значительный к ней интерес, проявляемый в педагогической теории и практике. При обучении правилам этикета можно использовать все виды игр, применяя их на занятиях, организовывая во всех режимных моментах, выделяя как самостоятельную детскую деятельность. Дошкольнику бывает трудно выделить нравственную сущность человеческой деятельности, и ему требуется помощь воспитателя. Вот почему так необходимы предварительные беседы с детьми о правилах поведения, о возможном развитии людских отношений, о влиянии на них нравственного или безнравственного поведения. Безусловно, использование данных методических приемов требует от педагогов знания не только особенностей их организации и определенной подготовки, создания наглядного обеспечения, но и владения самим этикетно - речевым материалом.
|