Опыт работы «Моя профессия-логопед» |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Климова Елена Александровна | |||
07.10.2022 22:27 | |||
Опыт работы «Моя профессия-логопед» В дошкольном учреждении компенсирующего вида я работаю учителем-логопедом уже более 20 лет. Работа сложная, но настолько нужная и интересная, что пролетевшие годы вспоминаются, как один день и только осознание того, что к тебе за помощью приводят тех детей, родителей которых ты выпустил много лет назад, говорит о том, как много времени ты этому посвятил … Все дети поступающие в ДОУ имеют тяжёлые нарушения речи — такие как алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи различного уровня, а также дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Практически каждый ребенок, находящийся в моей группе, помимо основного речевого диагноза, имеет вторичные сопутствующие заключения, которые проявляются в расстройствах психических функций, эмоционально – волевой сферы. У большинства детей с ОНР отмечается недоразвитие и неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как восприятие, внимание, память, мышление. Для этих детей характерны как общие, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций. По-этому, работая с такой категорией детей, приходится искать инновационные, главное действенные, методы и приемы работы, которые помогут развить не только речевые навыки ребенка, но и всю его личность в целом.
Планирование работы с детьми в группе всегда начинается с обследования каждого ребенка, ведь это позволяет определить наиболее полную и четкую картину состояния речи ребенка, и соответственно, поставить правильные цели, задачи и пути решения этих задач, что является залогом успешной работы. Для получения наиболее хороших результатов коррекционно-развивающей работы я всегда отмечаю важность и необходимость совместной деятельности всех педагогов ДОУ. Это тесная взаимосвязь учителя – логопеда с педагогом психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями групп, медицинской сестрой, родителями, так как каждый участник образовательного процесса вносит свою часть именно в речевое развитие ребенка тем или иным способом, ведь работа по развитию речи заключается не только к исправлении звукопроизношения, это и работа над плавностью, темпом и ритмом речи, с которой детям помогает справляться наш музыкальный руководитель. Так же хорошо известно, что дети имеющие речевые нарушения, как правило, имеют нарушения двигательных функций, у них недостаточно развита общая моторика, им сложно соотносить речь с движением, как тут обойтись без инструктора по физической культуре. Помимо этих нарушений, детям присущи нарушения эмоционально волевой сферы, поведенческого характера. Они испытывают трудности в развитии психических процессов, и тут незаменимую помощь им оказывает педагог психолог. Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы я рассматриваю как необходимое условие обеспечения результативной коррекционной работы. Ведь именно согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться. Но в приоритете нашей группы большее внимание уделяется именно взаимосвязи воспитателя с учителем -логопедом, так как именно эта взаимосвязь позволила разработать единые подходы к развитию детей, определить ответственности в коррекционно-развивающей работе и обеспечить выполнение и решение целей и задач, которые определены программой. Ежедневная работа с каждым воспитанником группы фиксируется в тетради взаимосвязи, в котором отражаются все направления коррекционно- развивающей деятельности согласно заданной лексической теме и возрастным особенностям детей. Еженедельные задания логопеда воспита-телю включают в себя следующие разделы:
Для индивидуальных занятий с детьми воспитатели пользуются тетрадями с рекомендациями для родителей, в которых отмечается этап работы над звуком и приемы работы для его автоматизации. В конце недели тетради дают домой для обеспечения непрерывности коррекционного процесса. На данном этапе работы мною выбрана тема для углубленного опыта работы «Сказка – как средство развития речи дошкольников», так как на мой взгляд, метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, что немаловажно в работе с нашими воспитанниками, но и комплексной системой, направленной на коррекцию не только речевых нарушений, и личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи. Каждый последующий состав детей, каждая возрастная ступень воспитанников ставят свои новые проблемные вопросы, тем самым определяя темы для дальнейшего углубленного изучения. В своей деятельности руководствуюсь главными целями коррекционной работы: своевременное выявление нарушений развития речи, коррекции речевых нарушений, пропаганды логопедических знаний, создание оптимально — коррекционной развивающей среды, способствующей преодолению речевого недоразвития воспитанников. Наряду с традиционными формами воспитания и обучения использую современные образовательные технологии, обеспечивающие развитие творческого мышления дошкольников, формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска и анализа. В своей работе активно использую здоровьесберегающий компонент организации коррекционного процесса, который включает в себя: зрительную, дыхательную, корригирующую гимнастику; физкультурные минутки и динамические паузы; пальчиковую гимнастику; массаж, самомассаж; психогимнастику. Для решения коррекционно — развивающих проблем создана предметно — развивающая среда логопедического кабинета, которая соответствует реализуемым программам, задачам всестороннего развития и оснащена дидактическим и учебными материалами, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы. Большое место в моей работе отведено взаимодействию с родителями. Цель моей работы с родителями — активизировать родителей, привлечь их к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми. Осознанное включение родителей в совместный с учителем– логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. В своей работе с родителями использую такие методы работы:
Проектный метод в моей работе стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. В моей практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Логопедические проекты имеют различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Метод логопедических проектов для меня является замечательным способом организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей. Компьютерные программы, применяемые мной в коррекционно — образовательном процессе, являются одним из инструментов обновления и модернизации дошкольного образования. Для повышения своего профессионального уровня активно использую опыт коллег МБДОУ и города, а также делюсь своими наработками на педагогических советах, городских и республиканских семинарах, методических объединениях. Создавая условия для овладения речью, я не забываю об эстетической, привлекательной окружающей обстановке. Каждый предмет в моем кабинете несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребенка к диалогу. Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, от творческой активности и инициативы. В своей профессии стараюсь быть увлеченной. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, улыбки, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Мой педагогический принцип — помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в этом маленьком мире детства. Люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность каждый день соприкасаться с этим миром, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: "Я состоялась, как педагог, потому что помогаю детям».
|