Моя педагогическая философия |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Гигирнева Елена Васильевна | |||
07.08.2015 14:51 | |||
Моя педагогическая философия Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – А. Дольский Мой выбор профессии был более чем сознательным. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?!», меня коробит от необходимости отвечать пустой фразой: «Воспитателем». Не потому, что это сейчас совершенно непрестижная профессия. Просто для меня «воспитатель», — не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня «воспитатель» — это жизнь, моя философия. Я не работаю воспитателем, я живу воспитателем, мне нравится быть воспитателем. Просто я всегда знала, что буду работать в детском саду. И, несмотря на все трудности и попытки отговорить меня от выбора этой «неблагодарной» профессии, моя мечта исполнилась. Сказать, что работа это каждодневный праздник — трудно, все же мы каждый день имеем дело с разными характерами. Бывает и очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться и все, ты понимаешь, что просто не в силах их предать. Не зря же малыши младших групп забывшись называют тебя мамой. Разве это не высший балл доверия? Почему-то молодые педагоги постоянно ждут за свою работу благодарности, но разве это правильно? Если за свой труд ждать благодарности, то работать в профессии не стоит. Ни кто никому ничего не должен, тем более дети. «Детство – каждодневное открытие мира» — писал В. А. Сухомлинский. Дети дошкольного возраста отличаются любознательностью, добротой, непосредственностью. Я считаю, что все основы в ребенке закладываются в детстве, поэтому от воспитателя детского сада многое зависит. Воспитатель приходит на помощь ребенку: учит его трудиться, помогает адаптироваться к школьной жизни, помогает найти друзей. Да бывает трудно. И очень трудно. Бывает, что мы даже ссоримся с ребятами. Но это нас не разъединяет. В большой семье не всегда бывает все гладко. Главное не обижать нарочно друг друга. Уже пятнадцать лет я работаю воспитателем в МДОУ поселка Молочные Дворы, и так случилось, что последние два года я работала на старшей группе. Группа подобралась исключительная: 70% мальчиков! Передо мной стояла задача: создать для мальчиков такие условия, при которых они могли бы наиболее полно раскрыться в своем развитие. Из-за большого количества мальчиков в группе занятия приходилось перестраивать. Девочки более послушны, усидчивы, а для достижения оптимального уровня работоспособности мальчикам необходимо 3-5 минут от начала занятия, но зато на занятиях они реализуются в большей степени. Чтобы удержать их внимание, задания должны быть более разнообразны, иногда необычны. Если на занятии скучно, то ребята перестают воспринимать материал и начинают нарушать дисциплину. Маленькие мальчики это антиподы тех мужчин, которые вырастут из них, они часто плачут, бояться крови и зеленки. Моей задачей было не только дать им определенные знания, но и постараться привить им такие моральные и нравственные качества, которые помогут им в будущем стать настоящими мужчинами. На своих занятиях я стараюсь использовать разнообразные дидактические материалы, которые помогают детям лучше усваивать пройденный материал, некоторые дидактически пособия разработаны мною. Но главным видом деятельности я все, же считаю игру. Еще Выгодский говорил о том, что для ребенка игра, это трудная работа над самим собой. Понаблюдав за играми мальчиков, я пришла к выводу, что они предпочитают: различные виды конструкторов (напольный, «Лего»), настольно-печатные игры, наборы машинок. Поэтому предметно-игровую среду в группе я организовала таким образом, что каждый ребенок спокойно мог выбрать занятие себе по душе. Игровые уголки: «Гараж», «Стройка», «Внимание! Дорога», «Скорая помощь», «Магазин», «Семья», расположены так, чтобы дети могли играть небольшими подгруппами. Особое внимание я уделяла играм детей в «Семью», пытаясь научить детей, уважительному отношению друг к другу и «детям» в своей «семье». Развитие толерантности очень важно в современном мире, когда люди могут оскорбить человека только за то, что он с ним не согласен. Ребята очень любят заниматься продуктивной деятельностью. На занятиях по конструированию из бумаги я взяла занятия с элементами оригами, что очень помогло мне приучить ребят доводить начатое дело до конца, быть более спокойными. Мною было замечено, что девочки стараются выполнить поделку как можно точнее, аккуратнее, а мальчики, обогащают её необычными деталями. Детские работы мы используем в украшении интерьера группы, музыкального зала, для изготовления подарков родителям, настольного кукольного театра. Как большой любитель литературы, я стараюсь и своим детям привить любовь к живому слову. Познакомить их и с произведениями прекрасных детских писателей И. Токмаковой, Н. Носовым, В. Бианки, Е. Чарушиным и т.д., а также с произведениями нашими великих земляков С. Есенина, Л. Н. Толстого. В рамках ознакомления дошкольников с родным краем, мною были проведены циклы занятий по ознакомлению детей с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, а так же занятия из цикла «Малая Родина». Были созданы уголки Л. Толстого и нашего поселка. Вместе с детьми оформили альбом «Наш поселок в рисунках детей». Для ознакомления детей с сельскохозяйственными профессиями мною был оформлен альбом «Профессии», где дети могли на фотографиях увидеть наших земляков. Для того, чтобы дети научились ответственности в группе создан уголок природы, в котором есть место и для экспериментирования. Ребята высаживали в специальные баночки лук, и каждый ребенок следил за своей луковицей, зарисовывая в тетрадь все изменения, которые происходили с ней в процессе роста. Весной дети принимают активное участие в выращивание цветочной рассады, работе на огороде. Для лучшей организации учебного процесса я использую не только программу, по которой работает детский сад, но и журналы из своей личной библиотеки: «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное воспитание», а также методические пособия и программы: О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников», что позволяет мне делать процесс обучения детей насыщенней и интересней. Под руководством медсестры детского сада Выборновой С. В. создана и реализуется программа «Здоровье». Согласно плану лечебно-оздоровительной работы проводятся антропометрические измерения, детей, осмотр их специалистами, витаминотерапия, закаливающие мероприятия. Лечебно- оздоровительные мероприятия назначаются в зависимости от состояния здоровья детей двумя противорецидивными курсами. Я стараюсь воспитывать творчески одаренных людей, в чем мне оказывает не малую поддержку музыкальный руководитель нашего детского сада Птицына Ю.В., с её помощью мы показали мюзикл «Кошкин дом», «Конкурс красоты» на 8-е марта, «Новые бременские музыканты» на выпускном балу. Наши дети постоянно участвуют в районных соревнованиях. Я горжусь достижениями своих мальчишек и девчонок, потому что просто уверенна, что они самые лучшие. Благодаря этим занятиям мальчики учатся быть великодушными и сильными, а девочки нежными и красивыми. Я стараюсь активно участвовать в жизни детского сада: показываю открытые занятия, утренники. Показывала открытое занятие по развитию речи в старшей группе на методическом объединении для сельских детских садов. Участвую в работе МО, семинарах. И очень приятно, когда твою работу положительно оценивают не только дети, но и их родители.
|