Развитие познавательной активности дошкольников. Из опыта работы. |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Янцер Ольга Сергеевна | |||
30.07.2021 06:23 | |||
Развитие познавательной активности дошкольников. Из опыта работы. Как только ребенок появляется на свет и немного в нем адаптируется, его начинает интересовать этот мир, который его окружает. А уж ребенок дошкольного возраста – настоящий природный исследователь. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, наблюдений, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» — писал Лев Семенович Выготский. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Этот вопрос стоит в педагогике уже не мало лет. А в современных условиях переизбытка информации (телевидение, компьютерные игры, методики раннего обучения, обилие игрушек, журналов и книг) стоит особенно остро.
Современное дошкольное образование в свете ФГОС ДО призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной активности и инициативы дошкольника. Одним из принципов ФГОС ДО является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1. 4. (7)). Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать» (п. 4. 7). Кроме того, познавательная активность и познавательный интерес — это основа успешной учебной деятельности (А. П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.) Под познавательной активностью дошкольников я понимаю стремление к познанию предметов и явлений окружающего мира. Она выражается в:
Поэтому я перед собой поставила следующие задачи:
Исследовательские навыки детей я решила формировать в процессе таких видов деятельности как: наблюдение, элементарное экспериментирование, собирание коллекций, экскурсии и детская проектная деятельность. Эффективным инструментом, позволяющим сделать все эти виды деятельности не только необычными, увлекательными, интересными для детей, но и сформировать основы системного мышления и целостной картины мира для меня стала технология ТРИЗ- ОТСМ, адаптированная для дошкольников Т.А. Сидорчук (кандидат педагогических наук, автор более 200 публикаций по использованию ОТСМ — ТРИЗ в педагогике, г.Ульяновск). Через уголок "Познавайкин мир " я познакомила детей с 5 анализаторами, которыми пользуется человек, исследуя окружающий мир, и с 14 признаками, которые можно выделить у любого объекта при помощи этих анализаторов. Я ставила перед детьми задачу — уметь назвать имя признака, определить значение признака у конкретного объекта и знать обозначение значка признака. Все эти навыки помогают ребенку усвоить способ исследования любого объекта и поддерживают познавательный интерес к разным видам деятельности. Наблюдение я чаще всего организую на прогулке. Обучение детей наблюдению осуществляю при помощи "Кольца наблюдения". Дети, глядя в кольцо, выбирают объект и выделяют как можно больше признаков этого объекта при помощи известных им анализаторов. В старшей группе ставлю перед детьми задачу — заметить изменение объекта или признака во времени (например: в начале прогулки солнце светило ярко, а в конце прогулки — спряталось за тучи; в начале прогулки мужчина стоит на балконе соседнего дома, а в конце прогулки- его нет; на утренней прогулке одуванчики были открыты, а на вечерней — они закрылись). В подготовительной группе дети учатся фиксировать результаты своих наблюдений в альбоме при помощи значков-схем, а также анализировать результаты своих наблюдений и устанавливать причинно-следственные связи (одуванчик закрылся, потому что спряталось солнце- значит, на раскрытие цветка влияет солнечный свет; облако переместилось, потому что подул ветер- значит, движение облаков происходит из-за силы ветра). Повысить мотивацию к познавательной деятельности, вызвать в детях желание познавать мир, задавать вопросы я решила с помощью метода детского экспериментирования. Для меня экспериментирование стало тем методом обучения, который:
Обучение элементарному экспериментированию провожу по методике проведения опытов- экспериментов (исследования состояния и превращения вещества, движение воздуха и воды, свойства почвы и минералов, условий жизни растений и т.д.) О.В. Дыбиной (доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой "Дошкольная педагогика и психология" ТГУ). Также использую интернет-ресурсы. Для начала этой работы мне необходимо было создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группе, а именно уголок для экспериментирования или мини- лабораторию. Было выделено специальное место в группе и начата работа по сбору оборудования и материалов. В этом участвовали все: дети, родители, персонал ДОУ. В результате появилась наша "Солнечная лаборатория". Где у нас собраны природные материалы (шишки, семена, камешки, ракушки, спилы деревьев); предметы из металла, дерева, пластмассы; разные виды бумаги и ткани и многое другое. Имеется необходимое оборудование: микроскоп, лупы, магниты, зеркала, различные виды весов и часов, баночки, колбочки, пинцеты, пипетки и др. Так же в нашей лаборатории есть коллекции минералов, ракушек, пуговиц, фантиков. Главной педагогической проблемой для меня стало то обстоятельство, что лаборатория, не смотря на богатое наполнение, эстетический вид и кажущуюся доступность не вызвала у детей ожидаемого интереса. Вся деятельность ограничивалась рассматриванием коллекций и некоторых предметов. Анализируя сложившуюся ситуацию, я поняла, что детская опытническая деятельность должна быть особенным образом организована, она должна быть доступна не столько предметно, сколько технологически, ребенку должен быть понятен алгоритм действий в лаборатории. Так главной особенностью нашей лаборатории стала работа на подносах по карточкам- схемам, которые мы создавали совместно с детьми. Для меня очень важно, чтобы те эксперименты, которые мы делаем с ребятами в совместной деятельности, впоследствии они захотели и смогли повторить самостоятельно. Для этого я специальным образом организовала самостоятельную деятельность детей в лаборатории. Каждый опыт в виде алгоритма действий при помощи значков схематично изображается на карточке. Все это проделывается совместно с детьми, на их глазах с учетом их предложений после демонстрации опыта воспитателем. На отдельном подносе находится оборудование для опыта и туда помещается карточка -схема. Начиная со средней группы, дети работают с приготовленным воспитателем набором, а к подготовительной группе у детей есть возможность самостоятельно, опираясь на карточку, приготовить оборудование и материалы и провести опыт. В настоящее время в арсенале нашей лаборатории есть карты-схемы для проведения опытов: "Извержение вулкана", "Поверхностное натяжение воды", "Изготовление фильтра, очищение воды", "Тонет — не тонет", "Исследование свойств бумаги и ткани", "Оптические иллюзии с зеркалом и увеличительным стеклом", и многие другие. Помимо лаборатории мы создали в группе книжный уголок "Книжкин домик", с постоянной сменяемостью материала в зависимости от темы. Дети могут использовать игры по методикам ТРИЗ — ОТСМ ( «Да-нет-ка» по сказкам, "Угадай сказочного героя"). Книги в постоянной доступности для детей, можно рассматривать иллюстрации, энциклопедии, в которых дети могут найти нужную информацию, альбомы. Есть "Книжкина больничка" и дети могут сами "полечить" пострадавшую книжку. Создали замечательный творческий центр" Маленькие художники", где в повседневной доступности для детей находятся все материалы для лепки, рисования, изготовления аппликаций, трафареты, альбомы с детскими рисунками, коллекция открыток и т.д. Коллекционирование так же повышает интерес детей к окружающему миру, учит ориентироваться в многообразии объектов и их признаков, позволяет развить классификационные навыки. Именно такую задачу я ставлю перед детьми при сборе коллекций. Для меня важно, чтобы ребенок мог не только собрать какие-то экспонаты, но и систематизировать свою коллекцию: разложить экспонаты по определенному признаку и дать им названия. Например, коллекцию животных систематизируем по признаку место (природные зоны); коллекция чая по признаку цвет или запах. При создании музея часов дети классифицировали часы по признаку время (старинные, современные); по признаку части (с кукушкой, с дверцей, с подставкой и т.п.); по форме, размеру и т.д. Такой подход способствует поддержке познавательного интереса не только у инициативных детей, но и повышает познавательную активность у остальных ребят. Побуждает их к детальному обследованию экспонатов, участию в сборе общих коллекций (принести свои экспонаты) или даже к собиранию своей коллекции. Все перечисленные виды детской познавательной активности зачастую являются составляющими проектов и проектной деятельности. Проект «Музей часов». Мы создавали в группе мини-музей часов, в ходе которого дети учились искать информацию в разных источниках, систематизировать ее. Собирать экспонаты, и создавать коллекцию. Развивали коммуникативные навыки, учились выступать в роли экскурсоводов, рассказывая о мини-музее. Познакомились с понятием музей, получили представление о функции такого предмета, как часы. Узнали об истории возникновения и развития часов. Дети узнали о существовании часовых поясов на Земле, некоторые научились "узнавать" (понимать) сколько сейчас времени. Работали над развитием чувства времени (1 минута — это много или мало: просидеть неподвижно и молча 1 минуту- это много, а поиграть -это очень мало). Проект «Мое солнышко» мы проводили во второй младшей группе, с целью сплочения коллектива родителей и детей, на первом этапе существования группы. Родителям и детям нужно было придумать и создать образ по номинациям: будущая профессия, сказочный герой, мое увлечение. Дети учились презентовать свой «образ», узнали о предпочтениях и увлечениях друг друга. Проект помог развивать в детях инициативность, так как основная идея по созданию образа, шла от ребенка. Проект «Расписные чудеса» помог обогатить РППС в группе. Благодаря ему у нас в группе появились изделия, выполненные в различных видах народного декоративно-прикладного искусства. Дети познакомились с такими видами как: Городецкая роспись, Гжель, Хохлома, Дымковская и Филимоновская игрушка. Мы учились подбирать информацию об истории возникновения и развития промыслов, отвечать на возникающие вопросы. Благодаря помощи родителей нам удалось создать атмосферу тех лет и в группе, и в приемной, и в холле возле группы. Нами была создана «Славянская слобода», воссоздан быт русской избы. С детьми изготовили различные работы в стиле этих росписей. Еще один познавательный проект «Путешествие вокруг Земли» закружил нас по разным уголкам Земли. С помощью пособия «Компас путешественников» мы с детьми «побывали» в различных природных зонах: от Арктики и Антарктики до джунглей и пустынь. Дети с помощью родителей активно искали различную информацию, каждый день у нас возникал «вопрос дня», который мы помещали на стенд «Горячие новости группы» для того чтобы родители были в курсе наших новостей, и могли помочь ребенку, и просто лучше его понять, когда он делится информацией, впечатлениями, приобретенным опытом. Помимо этого, мы с детьми создали макеты различных природных зон, собрали коллекцию животных. Наша картотека опытов пополнилась опытами –экспериментами «Соленая и пресная вода», «Из чего горы-из чего пустыни», «Искусственный снег», «Что такое Айсберг», «Прямые и косые солнечные лучи» и др. Проект «Чайный домик» позволил совершенствовать работу по такому виду деятельности как коллекционирование (сбор экспонатов, поиск информации из разных источников, классификация по разным признакам). Еще одним способом развития познавательного интереса у детей для меня стали экскурсии. Этому способствуют те условия, что наше учреждение имеет возможность на собственном автобусе организовывать различные поездки. Начиная со средней группы мы с детьми побывали в театре «Оперы и Балета» г. Новосибирска, в «Музее Природы» г. Новосибирска, в Новосибирском Планетарии, в «Ботаническом саду» Академгородка, на шоколадной фабрике, в пожарной части №11 г. Бердска, в Бердском "Историко- художественном музее", на спортивных площадках г.Бердска: ЛДС, СК"Кристалл", СК"Вега". СК"Зима-Лето", Лыжная база "Метелица". Наш детский сад расположен в лесной зоне, поэтому несколько раз в год (в различные сезоны), мы с ребятами отправляемся на экскурсию в лес для ознакомления с сезонными изменениями. С целью формирования представлений о родном городе, устройстве улиц, систематизации знаний о ПДД и безопасного поведения на улице совершаем экскурсии по микрорайону "Молодежный". Эти поездки и походы имеют большое значение как для развития любознательности и расширения кругозора, так и для успешной социализации детей. Сотрудничество со спортивными объектами города (тренировки 2 раза в неделю по футболу для мальчиков, по художественной гимнастике для девочек) обеспечивает двигательную активность, помогает воспитывать в детях целеустремленность, самостоятельность. В плане воспитания самостоятельности я поняла, что самое главное — доступность среды: каждому ребенку все можно, есть свобода выбора и свобода действий, но есть и определённые правила для всех. Исключительно большую роль в развитии познавательной активности детей я отвожу родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном этой работы. Поэтому в начале учебного года первое родительское собрание мы провели на большой лесной поляне в Бердской зоне отдыха. Это был настоящий квэст с заданиями «Пять загадок осени», в ходе которых ребята исследовали лесные секреты, отгадывали загадки, играли в подвижные игры, искали самого маленького обитателя леса. Родители тоже не оставались в стороне, участвовали в эстафете, строились и летали «клином журавлей» и многое другое. Но главное, родители ощутили важность формирования познавательных действий и познавательных интересов детей, учились прививать детям наблюдательность, умение видеть маленькие чудеса вокруг себя. В конце средней группы я провела родительское собрание, на котором дети продемонстрировали умение ставить элементарные опыты, действовать по алгоритму, комментировать свою деятельность, делать выводы, читать условно-схематичные изображения. Эта форма работы в виде презентации эффективная, т.к. сразу появилась ответная реакция, обсуждения между родителями, заинтересованность, но не может проводиться часто, а родителям важно понимать, как поддержать инициативу ребенка, когда он хочет повторить опыт, или поделиться информацией с родными. С этой целью использую информационную доску «Горячие новости группы», где ежедневно размещается информация о том, чем сегодня занимались дети, какую информацию получили, алгоритм проведения эксперимента или описание правил игры, проблемный вопрос или загадка дня. Этот прием помогает родителям не только иметь более полное представление о жизни детей и работе воспитателя в детском саду, но и более информативно составить беседу с ребенком о прожитом дне. Современной формой работы с родителями в нашем ДОУ является новостная полоса ВКонтакте, где мы с ребятами имеем возможность делиться событиями из нашей жизни.
|