Моя педагогическая философия |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Татьяна Уфимская | |||
12.09.2014 09:34 | |||
«Моя педагогическая философия»
Уфимская Татьяна Михайловна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №79» общеразвивающего вида, г.Барнаул
«Умение воспитывать – это все-таки искусство,
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Я всегда любила детей и мечтала стать воспитателем. Считала, что среди множества различных профессий на земле эта профессия - самая интересная и привлекательная.
Девчонок из нашего класса карьера влекла артистическая.
И судьба ко мне благоволила. После окончания школы я поступила в Барнаульское педагогическое училище №2. А когда закончила обучение в нем, стала воспитателем! Сразу после училища попала в замечательный, уютный детский сад №209 (теперь это центр развития ребенка) где слаженный образованный и идейный коллектив под руководством прекрасного заведующего. Где вся атмосфера пронизаны единым духом образования и профессионализма. Через определенное время я поняла, что мне нужны более углубленные знания дошкольной психологии и педагогики. В 1997 году я поступила в Барнаульский государственный педагогический университет на педагогический факультет по специальности дошкольная педагогика и психология. Судьба распорядилась так, что в 2011году мы с семьёй переехали жить в Москву, там я попробовала себя в роли няни-гувернантки в семье, немного поработала в домашнем детском саду…интересно…было,…но…тянуло домой…домой в Барнаул, наши детские сады…они роднее…
Приехала, устроилась работать в большой детский сад, огромный коллектив, много детей, веселые и креативные молодые коллеги-воспитатели, здесь почувствовала в себе силы и огромное желание сотрудничать с девочками педагогами, которые только ступают на этот путь-путь педагога в дошкольном образовании. И вот судьба…попала в небольшой, уютный, детский сад, но уже не как воспитатель, а как старший воспитатель.
Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60 –х годов ХХ века. Изначально это была должность «педагог» для обслуживания детей ясельного возраста и их воспитания в яслях – садах. Затем была введена должность «Воспитатель – методист», позднее – должность «Старший воспитатель». Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя – методиста всегда брали только с высшим педагогическим образованием. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми, будет зависеть качество работы всего коллектива. Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что – то придумывают, выдают идеи; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые «цепляются» за прошлое и не торопятся менять в своей деятельности ничего. Моя миссия заключается в том, чтобы помочь педагогам в открытии самих себя. Возможность проявить свои таланты, свое творчество, мастерство. Чтобы каждый педагог стал Мастером педагогического труда. Учитывая это, старшему воспитателю следует проектировать методическую работу в ДОУ, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта и важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. В ситуации модернизации образования перед образовательными учреждениями стоят множество непростых задач. Детство - не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И от того, как оно пройдет, кто поведет за руку ребенка, зависит, каким человеком он станет. Одним из основных путей обновления является переход на ФГОС- нормы, принципы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы ДОО, переход на личностно- ориентированную модель развития и воспитания, признающий ценность развития индивидуальности ребенка: не рядом, ни «над», а вместе. Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Но очень часто бывает, что процесс воспитания и обучения детей выстраивается в систему, которая зачастую четко спланирована и жестко регламентирована, почти полностью исключая творчество, как педагога, так и детей. И как следствие, предложения, вопросы детей, их настроения остаются без должного внимания, так как выходят за рамки спланированной деятельности. Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будут не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно- образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Поскольку Педагог – ключевая фигура реформирования образования, на мне, как старшем воспитателе, лежит важная и ответственная задача быть проводником и наставником в стремительно меняющемся мире образования. Демонстрировать своим подчиненным свое профессиональное умение и постоянную необходимость учиться. Обновление педагогического сознания – процесс длительный, сложный и болезненный. Важно, чтобы воспитатели осознавали значимость своей миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психологическую защиту. По словам Вудро Вильсона «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.» Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся не только к воспитателю, в первую очередь ко мне- старшему воспитателю. Качество работы ДОУ зависит от качества работы воспитателя . В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог исследователь, педагог- психолог, педагог- технолог. Роль обучения должна быть иной. Научить ребенка мыслить и самостоятельно добывать знания, заложить фундамент активной жизненной позиции- это педагогическая цель современного образования, а приоритетной задачей педагога является установка на развитие творческой деятельности ребенка, уметь расковать мысль, побудить стремление создать новое, принимать самостоятельно решения.
И я, как старший воспитатель, обязана создать условия для реализации образовательной программы и учебно- воспитательного процесса в целом, профессионального роста и развития педагогов, творческого поиска новых методов и форм работы с детьми и родителями. Важно вывести родителей на уровень равноправного партнерства, чтобы они являлись субъектами образовательного процесса. ДОУ предоставляет образовательные услуги- помощь семье в воспитании ребенка- дошкольника и от того насколько грамотно выстроен образовательный процесс, зависит качественный уровень данной услуги. Именно на старшего воспитателя ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов каждого педагога. Я горда тем, что я- старший воспитатель. Мои принципы: - у творческого старшего воспитателя- творческий педагог; - оптимальность и емкость методической работы - эффективное образование и успешное развитие каждого педагога. Соблюдать эти принципы легко и трудно одновременно. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!» Я счастливый человек, потому что я с радостью иду в детский сад, чтобы снова и снова встретиться с коллегами – моими единомышленниками, живущими в бешеном ритме жизни, способными творить: наравне с детьми играть, танцевать, петь, заниматься спортом, ходить в походы и на экскурсию. Конечно, я счастливый человек, потому что, придя домой, где меня ждёт любимая семья, я буду продолжать думать о том, что надо сделать еще, и еще. Агата Кристи говорила «Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека — счастливое детство.» По -моему - это самое главное предназначение воспитателей и всех работающих в детских садах взрослых.
|