Формирование основ экологической культуры у дошкольников Фасахова Гульфизя Завдатовна, старший воспитатель, МБДОУ №86, г.Нижнекамск, Республика Татарстан Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к жизни. Воспитание у людей с детских лет любви к природе – большая и благородная задача. В её решении важная роль принадлежит педагогам. Чтобы успешно нести эстетическую культуру в жизнь, прививать эстетические навыки и вкусы детей, будущие педагоги должны иметь отчетливое представление о глубоком воспитательном воздействии природы на формирующиеся личность. Ещё К.Д.Ушинский отмечал, что прекрасный ландшафт оказывает огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать даже влиянию педагога. Везде и всюду следует учить понимать язык природы, видеть красоту окружающего мира. Необходимо формировать у детей творческий, созидательный подход к оценке природы. ормирование основ экологической культуры и экологического сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания XXI века.
В течении ряда лет наш коллектив работает над формированием у детей экологической культуры. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического создания. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. Исходя из этого, мы ставим вопрос: в чем сущность экологического просвещения в дошкольных учреждениях и какие понятия доступны для восприятия дошкольников? Какие же экологические связи устанавливаются на занятиях? На доступном детям уровне, рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений дети изучает окружающий мир, изучение экологических связей позволяют детям приобрести основы мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, познавательных способностей, коммуникативных способностей. Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес детей к природе. При изучении окружающего мира раскрываются разнообразные и достаточно сложные для дошкольников связи, существующие в природе. Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Основными задачами нашей работы является: 1. Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам; 2. Развитие устойчивого интереса детей к природе, её неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы; 3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения; 4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления. Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существует связи обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей, создают среду их обитания, дают им убежище, служат материалом для построения жилищ. С другой стороны. Животные тоже влияют на растения: распространяют их плоды и семена. Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях «насекомоядные животные», «хищные животные». Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов – воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими. Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от неё. Воздействие человека на природу может быть прямым – сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным – нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее. Получая определенную систему знаний на занятиях по экологии, во время экскурсий, наблюдений дети усваивают нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Мы, педагоги, создаем на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организуем диалогическое общение с детьми и с природой. В нашем дошкольном учреждении имеется «Зимний сад», в каждой группе уголок природы. На территории детского сада оформлена «Альпийская горка», «Экологическая тропа», разнообразные цветники, что способствуют развитию у детей экологических знаний, реализовать идеи освоения детьми образовательных областей. Мы организовали кабинет лабораторию, где проводится детская исследовательская практика – дети видят проблемы, выдвигают гипотезы, классифицируют, наблюдают, проводят эксперименты, делают выводы, готовят собственные проекты. Задачи эти трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно. Дети работают с интересом и удовольствием при квалифицированном руководстве педагога – эколога. Наша экспериментальная работа показала, что дети осваивают полный цикл обозначенных проблем, например, в старшей группе, а затем все ещё раз в подготовительной к школе группе. В дошкольном учреждении с учетом возраста дошкольников организуются исследовательские деятельности, что вызывает особый интерес у детей. Эффективной организации работы с детьми способствует прием использования сказочных героев: Дядюшка Ау, Незнайка, Почтальон Печкин. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно проводиться систематически, с использованием местного краеведческого материала. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет дошкольникам усваивать правила и нормы поведения в природе. Использованная литература. 1.Машкова С.В., Суздалева Г.Н. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. 2.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. 3.Рыжова Н.А.. Наш дом природа. - М.:Карапуз - дидактика, 2005. 4.Рыжова Н.А.. Развивающая среда дошкольных учреждений
|