Лупинос Людмила Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 г. Называевска Омской области» Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест. Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.
Скачать полный конспект
Экологическое воспитание является одним из направлений в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой, С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.
Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию элементарных экологических представлений следует начинать с первых месяцев жизни. Воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту ( к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое. Содержание этого раздела плана охватывает три основных направления образования, тесно связанных между собой: • Развитие элементарных естественно - научных представлений; • Развитие экологической культуры детей; • Развитие представлений о человеке; Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений для детей группы раннего возраста, составлен в соответствии с « Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. В плане представлены темы занятий с детьми от 1,5 до 2 лет и содержание наблюдений на прогулке. Методика проведений занятий подчиняется задачам Программы. При этом воспитатель может дополнять или изменять ход занятий в зависимости от погоды, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей. Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными: беседы, наблюдения за живым объектом, опытническая деятельность, игры. Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности. Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; формировать умение замечать изменения в природе. Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать детей к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через их чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отобразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках. В работе с детьми по их экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
|