Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника
Занятия по Экологии
Автор: Панченко Валентина Александровна   
30.07.2021 06:50

Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольникаВлияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.

И действительно, мир природы удивителен и прекрасен, природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасаемого желания познавать.

На современном этапе правительство Российской Федерации обращает большое внимание на экологизацию общества: 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды; 2017 год – Год экологии и особо охраняемых природных территорий.

 

Экологическое образование в детском саду – это важное направление воспитательно-образовательного процесса. Оно даёт большие возможности для развития не только познавательной, коммуникативной деятельности дошкольника, но и оказывает огромное влияние на духовно-нравственное развитие детей. Экологическое воспитание дошкольников также следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ведь в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Проблема духовно-нравственного развития чрезвычайно актуальна. На современном этапе наблюдается отчуждение детей от природы как источника духовности и нравственности, что приводит к минимальному общению детей с природой. Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, где закладываются основы экологической культуры и поведения детей в природе.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) определены базовые национальные ценности, которые в свою очередь раскрываются в системе нравственных ценностей, среди которых патриотизм, гражданственность, труд и творчество, и, конечно же, природа и человечество.

Родная природа- это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием.

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства», — так писал русский писатель и журналист Иван Сергеевич Соколов-Микитов.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому.

Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку, раздавить бегущего по тропинке муравья, разорить муравейник, растоптать жука, ударить палкой лягушку, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Зачастую дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться необходимостью беречь природу.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.

Систематически знакомимся с произведениями М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, К. Ушинского, Н. Сладкова и экологическими сказками Н. Рыжовой, сюжеты которых доступны и привлекательны, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

Особое внимание уделяю этическим беседам на экологическую тему по рассказам и сказкам. Ярко и интересно раскрыть темы таких бесед помогло стихотворение С. Михалкова «Зяблик» После беседы по вопросам подвела детей к выводу: Если у тебя есть живое существо, то надо постоянно заботиться о нем.

Темой большого разговора стало стихотворение А. Барто «Мы не заметили жука». Это произведение дает доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован как пример для подражания. Вниманию детей предлагаю истории- сказки, в которых все события основаны на реальных фактах жизни природы. Герои их – растения животные, ручейки и речки. Например, экологическая сказка «О чем шепчет ручеек?», «Почему плачет синичка?», «Зеленый путешественник», «Лопушок. Как просто после прочтения экологической сказки выйти на прогулку, найти героя только что прочитанной истории. «Смотрите, вот этот лопушок вырос из того самого семени. Но это уже другой лопушок и совсем другая сказка». И постепенно примелькавшееся станет не мимоходным, а знакомым, понятным, приятным. И уже не поднимется рука без нужды вырвать, сломать. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения видишь в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг.

Чтобы мои дети были чутки к красоте, я постоянно закрепляю представления об увиденном. Объясняю, что большой букет смотрится громоздко и, кроме того, мы губим много цветов.

Мы воспитываем гуманное отношение к животным. Но, к каким? К кошкам, к птицам, лягушкам, змеям. Это замечательно. Ну, а к паукам? К насекомым? В какой -то мере и к ним, тоже. Но совершенно ясно, что мы не доводим пока воспитание до логического конца, до воспитания бережного отношения к любым проявлениям жизни. К любым. К травинке, совсем молодой, подросшей сегодня утром на целый сантиметр. К разноцветному клопу, похожему на пластмассовую игрушку на этой травинке. К неповоротливой гусенице, грызущей с таким аппетитом крапивный лист. Мы и сами не до конца прочувствовали, что в природе не только горные вершины и тысячелетние дубы красивы и уникальны. Красота и уникальность в каждом листе, в каждой травинке, в любом, даже не очень примечательном на первый взгляд живом существе.

Что рассказать ребятам о комарах? Вредны они или полезны? Вредны, потому что сосут кровь, мешают отдыхать, некоторые даже переносят малярию. Полезны потому, что комариные личинки служат ценным кормом для рыб. Бывает, что уничтожение комаров в прудах, приводит к массовой гибели мальков. Полезны они и потому, что опыляют цветки, причем кое- где в тайге являются единственными опылителями, а значит совершенно необходимыми там для существования растений.

А что рассказать детям о мухах? Прежде всего, что мухи бывают разные. Например, цветочные мухи или журчалки. Их личинки уничтожают тлю. А личинки падальных мух, а также серых мясных развиваются в трупах животных. Еще Карл Линней говорил, что три мухи могут съесть погибшую лошадь быстрее, чем лев. Поэтому не надо убивать ни синих, отливающих металлом, ни зеленых, как изумруд, ни большущих серых с шашечным рисунком на брюшке, если они залетят в комнату. Это насекомые – санитары. Их нужно осторожно выпустить на улицу через дверь или форточку.

Наблюдая за детьми, убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. В своей работе с родителями я активно использую такую форму работы, как Экологическая акция.

Например:

Экологическая акция по сбору макулатуры «Спаси дерево». Главной целью которой является- формирование ответственного отношения детей и их родителей к окружающей природе.

Ненужная бумага — это не мусор, это вторичное сырье под названием МАКУЛАТУРА. С большим энтузиазмом родители участвовали в акции, приносили старые газеты, журналы, книги, картонные упаковки, рекламную печатную продукцию.

Экологическая акция: «Сохраним елочку-зеленую иголочку». Суть её заключается в том, что в преддверии праздника, например, Нового года, дети несут домой листовки примерно такого содержания: «Мама! Не рубите елочку, она живая!» или «Неужели вы хотите праздновать Новый год под умирающим деревом».

Экологическая акция: «Покормим птиц зимой, они ответят тебе добром летом». Зима –это не только веселая пора праздников, но и сильные морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Птицы сильно страдают от холода.

В это время естественный корм практически недоступен для птиц и зачастую они не доживают до весны.

В ходе проведения акции дети много узнают о птицах. Так, например, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях. Как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают. Но самое главное, они поймут, что в наших силах помогать птицам – братьям нашим меньшим, заботиться о них, ведь мы — люди

Я предложила родителям совместно с детьми изготовить кормушки для птиц. Во время прогулок мы развесили кормушки на участке и договорились ежедневно пополнять их запасами еды.

Экологическая акция: «Домик для скворца». С наступлением весны в наши края возвращаются перелетные птицы. Мы задумались, как привлечь скворцов на участок нашего детского сада? Что мы можем для этого сделать? Вывешивание скворечников является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, помогают в борьбе с насекомыми-вредителями и радуют нас своим пением. Для решения этой проблемы мы попросили наших родителей, помочь нам в изготовлении скворечников, которые повесили у себя на участке и наблюдали за жизнью пернатых.

Для расширения представлений детей о явлениях природы использую разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, которые разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой через игру у детей сформируется эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу. Дети учатся видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимают важность охраны природы, осознанно выполняют нормы поведения в природе.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Педагоги учат детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, поэтому не следует упускать такую возможность.

У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок и т. д. Кроме того, соединяю экологическое воспитание с эстетическим. Свои самые яркие впечатления от явлений и объектов природы, дети стараются отобразить в своих рисунках, аппликациях, лепке.

Дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, различных животных). Большое внимание уделяю и рисованию – дети свое понимание полученных знаний, свое представление окружающего мира переносят на лист бумаги, что помогает им осваивать материал.

Для занятий использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе.

Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке или на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.

Ухаживая за растениями и животными, в процессе труда дети осознают зависимость растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге. Они узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Труд становится более осмысленным и целенаправленным. В процессе труда дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Дети испытывают чувство радости и гордости, достигнув, положительные результаты своего труда в природе.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животным, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

В.И. Сухомлинский обращал внимание на то, что, открывая вокруг себя красивое, вторгаясь и изумляясь красивому, ребенок, как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он ее почувствует и чем тоньше изумится ею, тем выше его чувство собственного достоинства.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год