Задачи: Систематизировать знания о круговороте воды в природе. Помочь определить сколько воды зря проливается из крана, учить беречь воду.
Материал: план-схема «круговорот воды в природе» Картина Васильева «Перед дождем»,стакан , часы с секундной стрелкой,2 ведерка, знак , запрещающий держать кран открытым.
Предварительная работа: Беседа по картине «Перед дождем», рассматривание схемы « круговорот воды в природе», экспериментирование «Бережем воду», экспериментирование « Где теплее».
Ход занятия. 1.Вводная часть. 1.1 Отгадывание загадок. В морях и реках обитает Но часто по небу летает, А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода)
Летит орлица Через тридевять земель, Крылья распластала Солнышко застлала. (Туча)
Меня частенько просят ждут, А только появлюсь- и прятаться начнут. (Дождь). 2.Основная часть. 2.1.Вступительное слово воспитателя. Ребята, вы знаете ,что дождь- самое обыкновенное явление природы,а что еще вы знаете о дожде, вы что-то неясное, лепечете о тучах: что мол, в тучах все дело. Ну ,а откуда берутся тучи? Словом, придется вам рассказать почему бывает дождь, и как собираются тучи. 2.2.Сообщения детей. Используют план-схему «Круговорот воды в природе» Солнце нагревает воду в океане ,в море, в реке ,и в любых других водоемах; вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекают ее за собой теплые потоки воздуха, потому что теплый воздух легче холодного он всегда стремиться вверх. Поднимается все выше легкий пар, туда ,где постоянно очень холодно, пар теплый и когда он прикасается к холодному воздуху ,то превращается в крохотные капельки воды. Капельки легонькие, теплый воздух подбрасывает их еще выше, а холодный тащит их вниз, так они и летают. Их очень – очень много и все вместе они образуют облако. В верхней части облака капельки замерзают- там очень холодно, они превращаются в льдинки, тяжелеют и вот не могут удержаться- и падают вниз, а падая тают , потому что внизу теплее; снова становятся капельками воды, сливаются вместе – и на землю идет дождь.
Иногда на землю вместе с дождем падают ледяные шарики. Это град, он образуется в тех случаях когда кусочки льда не успевают по дороге растаять и ледяными шариками ложатся на землю. 2.3. Итог. Таким образом, вода и растаявший град, стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера ,моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь , этот процесс называется круговоротом воды в природе.
3. Заключительная часть. Детям предлагается рассмотреть самостоятельно схему и совместно с воспитателем заполнить мнемотаблицу «Путешествие капельки».
Домашнее задание :Заучивание стихов о воде, дожде. Занятие предполагает передачу знаний детям старшей группы.
Корелина Наталья Сергеевна, Воспитатель, 2 квалификационная категория, МДОУ «Ергачинский детский сад» Пермский край, Кунгурский район, п. Ергач
|