Экологический проект–как средство экологического воспитания дошкольников |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Шевцова Оксана Евгеньевна | |||
09.03.2017 12:24 | |||
Экологический проект–как средство экологического воспитания дошкольников Шевцова Оксана Евгеньевна, Скокова Олеся Викторовна – воспитатели МБДОУ ДС № 123 «Тополёк» г.Старый Оскол Белгородской области. «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Г.-Х. Андерсен. Экологический проект – это прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования – проведению опытов, наблюдений. Наш проект направлен на расширение знаний детей по уходу за «зелёными друзьями». В ходе проекта дети не только узнают названия цветов, их внешний вид, размножение и развитие, но и их полезные (лечебные) свойства. Для исследования мы взяли комнатный цветок – Вечноцветущую Бегонию. Проблема – отсутствие у детей экологического воспитания по отношению к растительному миру. Цели нашего проекта:
Задачи образовательные:
Задачи развивающие: Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования за растительным миром. Развивать умение передавать свои чувства от общения с растениями в различных видах деятельности ребёнка. Задачи воспитательные: Воспитывать бережному отношению к природе. Работа по проекту познакомила детей со многими видами деятельности: экспериментальной, творческой, познавательной, игровой. В реализации проекта использовали: беседы, ООД, чтение художественной литературы, дидактические и словесные игры, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки, сказкотерапию и классическую музыку, опытно-экспериментальную и трудовую деятельность, самостоятельную игровую деятельность детей. Три этапа реализации проекта и задачи: Подготовительный этап. Создание предметно-окружающей среды в группе. 2. Исследовательский этап. Началась работа с правил поведения в нашей мини-лаборатории: «Не пробовать то, с чем экспериментируете! Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно! Слушать внимательно воспитателя! Работать дружно! Мыть руки после экспериментирования!» А дальше началась работа. Взяли три контейнера с песком, глиной, землёй и в каждый посадили по отростку Вечноцветущей Бегонии с тремя листьями. До этого рассмотрели части цветка Бегонии. Вывод: В контейнеры с песком и землёй легко посадить растение. В контейнер с глиной – тяжело было посадить. Посадили и стали вести дневник наблюдения за цветками. Длительность нашего проекта три месяца. Четвёртый листик появился у всех растений, но в разное время. Рост хорошо шёл в земле. В песке рост прекратился на пятом листочке. А в глине после четвёртого листочка рост остановился и стал цветок портиться. Дети переживали, смотря на увядшие растения. Вывод: Полив умеренный, светолюбивое, не требует частого опрыскивания – выносливое, требуется рыхление и протирание листьев. Заключительный этап. Какая была радость, когда зацвела Бегония в земле. Мы воспитатели и сами не ожидали такого подарка от природы. В очень хорошем микроклимате рос цветочек –была радость, доброта, ласка, тёплые разговоры в группе на разные темы, прослушивание классической музыки, которая играет хорошую роль для роста растения. Окраска листьев растений была в трёх контейнерах разная. В земле – тёмно-зелёного цвета, в песке – светло-зелёного цвета, в глине – бледно-зелёного цвета. Вывод: В земле растению хорошо, так как в ней много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух. В песке много влаги, но мало питательных веществ. Глина очень твёрдая – в неё плохо поступает вода и воздух, поэтому растению тяжело расти. Помимо этой исследовательской работы мы проводили и другие опыты, которые помогли детям развить мышление, логику, наглядно показать связь живой и неживой природы. Опыт 1. Через увеличительное стекло рассмотрели из чего состоит песок, глина, земля. Вывод: Песок состоит из очень маленьких, круглых, белых, жёлтых, крохотных камешков. Глина состоит из маленьких частиц, которые слипаются в комочки. Также рассмотрели землю и увидели маленькие камешки с песком. Опыт 2. Мы взяли три пластиковые бутылки с отрезанным дном. В горлышко положили кусочек губки и насыпали на неё глину, землю, песок. В каждую бутылку наливали воду. Вывод: Быстрее всего пробегает вода сквозь песок, земля пропускает воду хуже. Глина не пропускает воду вообще. Опыт 3. Как растёт растение на свету и в темноте. Вывод: Растению для активного роста и развития необходим свет. Без света растение погибнет. Опыт 4. Нужен ли воздух растению? Для проведения опыта мы закрыли растение прозрачным полиэтиленовым пакетом. Через некоторое время обнаружили, что на внутренней стороне пакета образовались капельки воды. Вывод: Растение дышит кислородом, находящимся в воздухе с помощью листьев. При дыхании происходит увлажнение воздуха. Результат: дети определили правильный состав почвы для Бегонии, установили влияние качества почвы на рост и развитие цветка. Также, расширили свои знания по уходу за комнатным растением. Выводы:
Совместно провели экологическую работу и с родителями. Цель: Получение информации об экологической культуре дошкольников в детском саду и её осуществление в семье. Методы: Анкетирование «Экологическая культура в семье» Папки-раскладушки о проделанной работе с детьми в детском саду. Создание фото- альбома «Экологическое воспитание в семье». Список использованной литературы:
|