Цель: познакомить (закрепить знания) детей с правилами поведения в природе, а так же с правилами безопасности в тех или иных ситуациях. Данную игру можно проводить на любом этапе экологического воспитания дошкольников, начиная с 4 лет. Оборудование: ватман с изображением гусеницы, звенья которой представляют собой кружки-кармашки (прозрачные, можно сделать из файла), модели правил поведения в природе в виде кружков (они вставляются в кармашки гусеницы по мере изучения правил или по теме игры). Предварительная работа: знакомство детей со старинным русским народным инструментом гусли; наблюдение за гусеницей (можно оборудовать садок из банки, накрыв тканью отверстие. Посадить туда гусеницу бабочки капустницы и капустный лист. Гусеницы могут долго жить в неволе, питаясь капустным листом.)
Ход игры
В первой игре детям сообщается, что в детский сад в гости пришла веселая гусеница по имени Гуселька. Она очень добрая и всегда помогает тому, кто нуждается в помощи. Затем читается первая история о Гусельке "Почему Гуселька стала питаться цветочным нектаром". Проводиться работа с детьми над прочитанным. Для снижения утомляемости можно предложить детям изобразить, как ползает гусеница. В последующих играх детям предлагаются дальнейшие приключения Гусельки, и по мере знакомства с правилами поведения модели правил вставляются в кармашки. Закрепить или уточнить знания детей по правилам поведения в природе можно, предложив детям угадать, какие правила изобразила Гуселька (по моделям в кармашках).
Почему Гуселька стала питаться нектаром.
Однажды на свете появилась маленькая гусеница, зеленая-презеленая. Она так любила петь, что за этим занятием проводила весь день. Все насекомые вокруг стали называть маленькую гусеницу Гуселькой (от музыкального инструмента гусли). Как-то раз Гуселька прогуливалась по лужайке. Увидев красивую белую ромашку, она закричала: "Как красиво! Я здесь буду жить. Пусть этот цветок будет моим домом". С тех пор маленькая гусеница стала жить на цветке. Как известно гусеницы много едят. И день за днем ромашка становилась все меньше и меньше. Наконец, Гуселька обнаружила, что дома у нее уже нет. Плачет Гуселька: "Какая же я плохая, я съела такой прекрасный цветок". Ей было обидно не из-за того, что негде жить. Дом можно найти другой, а вот ромашку уже не вернешь. Прошло много времени, а гусеница все плакала. Прилетела как-то на поляну красавица-бабочка и спрашивает: "Отчего ты, маленькая гусеница, плачешь?" Гуселька отвечает ей: "Как мне не плакать, я съела такой красивый цветок, и больше его никто не увидит". "А зачем ты его съела?"- спрашивает бабочка. - "Разве цветы можно есть?" "Ты разве не знаешь, бабочка, что гусеницы питаются растениями"- ответила Гуселька - "Вот я и съела ромашку. Больше ничего я есть не могу". Но бабочка настаивала: "А ты попробуй не цветы есть, а пить нектар как я. И сыта и пользу приношу". Тогда Гуселька решила отведать нектар. И он ей так понравился, что с тех пор гусеница по имени Гуселька стала питаться только цветочным нектаром и приносить растениям только пользу.
Как Гуселька узнала о правилах поведения в лесу.
Поляна, где жила Гуселька, находилась на самом краю леса. Однажды маленькая гусеница увидела, как в лес пришли дети. Гуселька была так рада, что красоту ее замечательной поляны увидела не только она. Ребята весь день веселились: бегали, прыгали, лазали по деревьям. Один мальчик нашел гнездо иволги. Там сидела желтогрудая птичка, а под ней лежали три яйца. Ребята согнали птичку и стали поочереди рассматривать пестрые яички, аккуратно держа их в руках, чтобы не расколоть. Потом дети нарвали огромные букеты цветов и стали плести венки. Пришло время пообедать. Ненужные теперь пакеты, оставшиеся после еды, дети бросили прямо в лесу. А после обеда опять игры, бег, пенье веселых песен. Гуселька радовалась вместе с гостями леса. Ей никогда не было так хорошо, как сегодня. Наступил вечер. Ребята ушли домой. И только теперь маленькая гусеница заметила, что ее лес не тот, какой был прежде: кругом помятая трава, увядшие венки, а в гнезде иволги три остывших яичка. Вопрос детям: Какие правила поведения в лесу нарушили дети?
Как Гуселька спасла девочку Машу от болезней
Был жаркий летний день. Маленькая гусеница, свернувшись клубочком, лежала на листке осины и грелась на солнышке. Вдруг подул озорной ветерок и листок вместе с Гуселькой поднялся высоко в небо. "Куда я лечу?" - испугалась гусеница. Она еще никогда не уползала со своей поляны в лесу. Ветер стих, и листок стал плавно опускаться на землю. Гуселька оказалась в фруктовом саду. Там вкусно пахло спелыми яблоками и грушами. "Где теперь я буду жить?" - подумала гусеница – "Может здесь растут такие же красивые цветы, как на моей поляне?" Она забралась на горку яблок, лежащих около яблони, чтобы посмотреть, нет ли поближе цветов. Как вдруг в сад забежала девочка, взяла яблоко, на котором сидела Гуселька, и стала его есть. "Фу! Какая гадость!"- закричала девочка, увидев гусеницу, и бросила яблоко на землю. "Что случилось?" - спросила женщина, которая следом за девочкой вошла в сад. "Там на яблоке сидела отвратительная гусеница,- сказала девочка – а я ее чуть не съела". "Эта гусеница спасла тебя от болезней, - сказала женщина. – Ее ты увидела, а множество микробов, которые бывают на немытых яблоках, ты бы и не заметила". Услышав это, Гуселька очень обрадовалась, что она еще раз сделала для кого-то добро.
Автор: заведующий МДОУ детским садом "Тополек" Шиповская С.В.
|