Одним из приоритетных направлений работы МДОУ детский сад "Тополёк" является экологическое воспитание дошкольников. Учреждение работает по программе "Детство" под редакцией Т.И. Бабаевой, В.И. Логиновой и др., а также программе экологического воспитания и образования дошкольников "МЫ" под редакцией Н.Н. Кондратьевой.
Целью экологического воспитания и образования дошкольников в нашем детском саду является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих. Вся работа в ДОУ по экологии определена следующими направлениями:
- -эколого-познавательное,
- -эколого-оздоровительное,
- -эколого-эстетическое,
- -эколого-нравственное,
- -эколого-краеведческое,
- -эколого-просветительское.
Для реализации задач экологического воспитания и образования дошкольников педагоги ДОУ создали все необходимые условия по обогащению предметно-развивающей среды. В детском саду уже три года существуют такие объекты природы как альпинарий, искусственный водоём, экологическая тропа, огород доктора Айболита. В каждой из трёх групп оформили зелёные зоны, где помимо живых цветов и птиц, разместились нарисованные на фотообоях уголки леса с реками, водопадами, водоплавающими птицами. Полное ощущение природы возникает при включённых записях журчания ручейка, пения птиц, шума морских волн и ливневого дождя. Детям очень понравились зелёные зоны или, ещё как их называют наши педагоги, "Зоны спокойствия". А занятия в этих уголках приносят наилучшие результаты. В ДОУ на протяжении нескольких лет оборудованы детские лаборатории. Дети по своей природе исследователи, поэтому воспитанники детского сада с удовольствием экспериментируют с предметами. Воспитатель Бубукина Т.В. в течение трёх лет руководит кружком "Юный исследователь". Ею разработаны план-программа и методические рекомендации к нему для трёх возрастных групп.
Педагоги ДОУ для содержания насекомых приспособили садки. Дети знакомятся с полезными насекомыми и насекомыми-вредителями. Хорошо живут в неволе божьи коровки и гусеницы бабочки Капустницы. К тому же объект для наблюдений можно принести с домашнего огорода или детсадовского участка. В учреждении оформлен уголок родного края. В нём содержится иллюстративный материал (фотографии, открытки, символы), литературный (книги, буклеты), коллекции (гербарии),выставки детских работ. Собран материал и оформляется "Красная книга Токарёвки" Фитобар в детском саду создавался не только с целью оздоровления детей средствами экологии, но и как средство познавательного развития ребёнка. Помимо употребления фиточаёв, воспитанники знакомятся с лекарственными растениями. В целом система работы по данному направлению представляет собой следующее: организованное обучение, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность воспитанников. Все эти направления органично дополняют друг друга и не могут существовать одна без другой. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребёнку надо ощутить запах травы, пение птиц, поэтому педагоги постоянно выводят детей на экскурсии. Тем более, что расположение детского сада позволяет это сделать. А накопленный опыт помогает реализовать творческие возможности ребёнка на занятиях (которые чаще всего носят интегративный характер) и в самостоятельной деятельности детей. В детском саду используются экологические игры, в том числе и авторские. Воспитатели разработали и внедряют экологические игры: Путешествие с Гуселькой (С.В. Шиповская), Наедине с природой (Климанова В.В.), Животные природных зон (Костяева Н.В.). С целью привития практических навыков экологического поведения проводим ролевые игры " Отдыхаем в лесу", уроки доброты "Что нужно делать, чтобы не пугать животных?". На музыкальных занятиях воспитанники разучивают песни, попевки об объектах природы . Родители являются активными участниками праздников, досугов, развлечений экологического содержания, помогают в оформлении предметно-развивающей среды. Для родителей в каждой группе оформлены экологические газеты, пользующиеся большой популярностью, так как содержат и занимательную информацию, и практические советы. Особой популярностью родителей и детей также являются выставки поделок из природного материала, овощей и фруктов. Традицией стало выполнение совместных рисунков детей и родителей в связи с сезонными изменениями в природе " Красавица осень", " Лето красное", "Зимние узоры" и др. Важной составляющей экологического воспитания дошкольников в нашем ДОУ является трудовая деятельность детей. Воспитанники с большим удовольствием ухаживают за попугаями, рыбками, поливают комнатные растения. А сколько радости приносит зелёный огород в холодную зимнюю стужу! Дети нашего детского сада всегда употребляют зимой свежую зелень, выращенную своими руками.
К сожалению в этом году наш летний огород не принес большого урожая, так как тенистая местность не позволила овощам набрать силу. Зато накопленный опыт позволит учесть эти условия в будущем.
Главным показателем экологической воспитанности дошкольников является практическая деятельность и поведение в природе. Вместе с родителями проводим экологические охранные акции "Покормите птиц зимой", " Чистота спасет мир", " Наш детский сад - зелёный дом" и др.
Коллектив детского сада ( дети, педагоги, родители) являются постоянным участником конкурсов экологической направленности.
- В 2006 году детский сад "Тополёк" занял второе место в районном конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания и образования дошкольников.
- В 2006 году детский сад был награжден Грамотой Управления образования и науки Тамбовской области за обобщение и распространение передового педагогического опыта в экологическом воспитании дошкольников.
- В 2007 году коллектив воспитанников стал победителем областного детского экологического форума "Зелёная планета-2007".
- В 2007 году МДОУ детский сад "Тополёк" стал лауреатом фольклорного конкурса Всероссийского детского экологического форума "Зелёная планета-2007".
- В 2007 году детский сад награжден дипломом общероссийского общественного детского экологического движения "Зелёная планета" за большой вклад педагогического коллектива в формировании экологической культуры детей и подростков, активное участие во Всероссийском детском экологическом форуме "Зелёная планета-2007".
- В 2008 году коллектив детского сада занял 2-е место в областном конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания и образования дошкольников и награждён дипломом и ценным подарком.
- В 2009 году МДОУ детский сад "Тополёк" стал дипломантом фольклорного конкурса Всероссийского детского экологического форума "Зелёная планета-2009".
Такие результаты нам позволяют сделать вывод о том, что работа в детском саду ведется в нужном русле и правильными методами, а достижение нашей главной цели - от экологии природы к экологии души – уже не за горами. Светлана Шиповская
заведующий МДОУ детским садом "Тополёк"
Эта статья размещена в третьем номере журнала "Дошкольник" за Март 2010 год
|