Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственно — экологическое воспитание детей 5-6 лет через художественную литературу
Занятия по Экологии
Автор: Фролова Татьяна Алексеевна Тимохина Татьяна Александровна   
04.11.2024 13:01

Нравственно — экологическое воспитание детей 5-6 лет через художественную литературуНравственно — экологическое воспитание детей 5-6 лет через художественную литературу

  • Фролова Т.А. – воспитатель
  • Тимохина Т.А. — воспитатель

Важным направлением развития ребёнка в детском саду является его духовно -нравственное воспитание и развитие. Оно вплотную связано с экологическим воспитанием и, конечно целью нравственно — экологической культуры является умение видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранять и приумножать природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе. У полюбившего природу ребёнка, не возникнет желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц.

Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребёнка, способного к сопереживанию и пониманию добра и зла.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности.

«Рыбе -вода, птице — воздух, зверю -лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» — сказал М.Пришвин. Воспитание гуманного отношения к природе — это одно из направлений нравственного воспитания. Экологическая культура — это необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи. Составной частью этого понятия являются нравственные и эстетические чувства, достойные поведения человека в окружающей среде, желание сделать мир лучше.

 

В своей практической деятельности мы, решая задачи духовно — нравственного воспитания и формирования основ экологической культуры дошкольников, поставили следующие задачи:

  • формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни, нравственного отношения к живому;
  • развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Эти задачи мы решаем, в том числе, и через ознакомление художественной литературы. Так как проблема по нравственно — экологическому воспитанию детей очень актуальна в настоящее время, то в решении задач мы затрагиваем все направления художественной литературы:

  • поговорки, пословицы,
  • рассказы о природе, животных,
  • терапевтические, поучительные сказки,
  • сказки,
  • стихотворения,
  • загадки о животных, о временах года, о птицах...

«.... задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевлённого предмета.... Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности...» — писал В.Бианки. Экологическое воспитание посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно — образовательной деятельности. Это важное средство всестороннего развития ребёнка — дошкольника, формирование системы знаний о природе, воспитание осознанного отношения к ней; с другой стороны, обогащает их представления об окружающем мире, учит видеть закономерности природных явлений.

В нашей работе мы используем не только художественные произведения, которые рекомендованы программой дошкольного образования в соответствии с возрастом детей, а также литературу о природе, позволяющую дошкольникам как можно ближе познакомиться с окружающим миром. Выбирая среди всего многообразия художественных произведений те, которые соответствуют пониманию детей, а также формируют больший интерес к окружающему миру, мы учитывали следующие принципы:

  • доступность произведений художественной литературы для восприятия дошкольников, поскольку произведения могут оказывать воспитательное влияние лишь в том случае, если понятно ребёнком;
  • реалистичность, особенностью которой является то, что стихи, сказки, рассказы описывают реальную жизнь растений и животных в природе, их внешние признаки, особенности поведения, место обитания;
  • привлекательность для воспитанников, что предусматривает выбор произведения с интересным сюжетом, насыщенным поэтическими образами.

Нравственно — экологическое воспитание через художественную литературу имеет свои цели:

  • Развивать у старших дошкольников способность воспринимать, чувствовать красоту природы, прививать им любовь и доброту к природе, желание наблюдать природные явления и объекты в разные времена года: И.Никитин «Поутру вчера...»; И.Суриков «Зима»; Ф. Тютчев «Весенняя гроза»; В. Жуковский «Жаворонок»; А.Майков «Осень»; А. Толстой «Колокольчики мои...»; Н.Некрасов «Перед дождём»; С.Есенин «Береза», «Черёмуха», А.Прокофьев «Снегири», Е.Серова «Подснежники», А.Барто «Апрель» и т. д.
  • Воспитывать у старших дошкольников гуманное отношение к растениям, не наносить им вреда, заботиться и защищать их: И.Мазнин «Цветок», М. Познанская «Ромашка», П. Воронько «Липка», А. Николаенко «Глаза распахните!», В.Ланцетти «Лейка- молодец», Н.Грибачев «Дубок», И.Токмакова «Осинка» и т.д...
  • Воспитывать в старших дошкольниках добрые чувства к животным, желание помогать, оберегать, проявлять к ним заботу: С.Есенин «Воробышки», «Лебедушка»; К.Тангрыкулиев «Жеребёнок»; И.Токмакова «Стой, зайчонок», «Голуби», «Ничья кошка»; З.Александрова «Волчонок»
  • Воспитывать в старших дошкольниках понимание ценности природы для каждого человека и общества в целом, понимание того, что природа приносит пользу для всего человечества, поэтому ко всему в природе следует относиться бережно и разумно: М. Познанская «Ромашка»; П.Воронько «Липка»; К.Тангрыкулиев «Миндаль»; Я.Циркулиев «Добрый дождь»; М.Джалиль «Родник»; Э.Мошковская «Дедушка Дерево» и т.д....

Отдельно хотелось бы рассказать об огромной роли произведений В.В. Бианки в нравственно — экологическом воспитании старших дошкольников. Он написал более 300 произведений для детей, из них более тридцати произведений — это сказки. Его произведения просты и понятны детям, помогают понять законы природы. Главные герои — не волшебники и феи, а рыбы, птицы, животные и насекомые. Рассказы В.Бианки индивидуальны, неповторимы, насыщены научными фактами, так как автор был биологом по образованию. Его рассказы и сказки расширяют кругозор каждого ребёнка, знакомят его с законами живой природы, подводят детей к осмыслению, сопоставлению и обобщению различных фактов и явлений. Недаром, многие его произведения имеют названия в форме вопроса: «Где зимуют раки?», «Кто чем пьёт?». Воспитательное значение сказок В.Бианки огромно для детей дошкольного возраста. Они не только учат наблюдать природу, радоваться её красоте и многообразию, но и имеют нравственный аспект: любить и оберегать все живое на земле. Сказка В. Бианки «Сова» способствует пониманию того, что нельзя нарушать связи, существующие в природе. Исчезновение одного из видов лесной цепочки обуславливает гибель большинства животных, растений, то есть — природы, частью которого является человек. Именно поэтому важно следить за своим поведением по отношению к природе, поскольку нарушение законов природы может нанести непоправимый вред. Прочитав детям сказку «Олени и хищники», я смогла убедить детей, что это действительно так.

Рассказы В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка?» оказывают положительное влияние на формирование экологической культуры детей, развивают навыки анализа правильной оценки своих поступков и поступков окружающих по отношению к природе.

Ознакомление дошкольников с рассказами В.Танайсичука «Что такое кислый дождь?», «Нефть в море», «От чего погибли киты» позволяет сформировать у старших дошкольников представление о том, что человечество в целом и каждый человек в отдельности, отвечает за свою планету. Для того, чтобы сохранить природу, не допустить её гибели, каждый должен знать и выполнять экологические правила.

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой!» способствовало воспитанию гуманного отношения дошкольников к природе. Вместе с родителями дети сделали кормушки для птиц и развесили их на деревьях.

Таким образом, реализация работы по воспитанию гуманного отношения детей к природе через чтение художественной литературы дала положительные результаты:

  • дети стали бережнее относиться к окружающей природе,
  • повысился интерес к чтению художественной литературе о живой природе...

Формируя у детей дошкольного возраста основы экологического воспитания с помощью чтения художественной литературы, мы закладываем фундамент системы духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение человека к миру и его проявлением во всем многообразии.

Используемая литература:

  1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно -ориентированного воспитания/ Е.В. Бондаревская // Педагогика. -1995. — №4. с.29-36
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. — м., 1980.
  3. Вирницкая М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. (Текст) / М.М. Вирницкая — Москва.: 2015.
  4. Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов — на- Дону, 2008.
  5. Лагутина А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества. Автор. канд. дис., Краснодар, 2001.
  6. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду. / Под редакцией В.Г. Нечаевой и др. — Москва: Просвещение, 1984.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (357) выйдет
11 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год