Исследовательский экологический проект в средней группе «Наши друзья — деревья». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Курдельчук Анна Владимировна | |||
01.11.2024 11:23 | |||
Исследовательский экологический проект в средней группе «Наши друзья — деревья». Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Свердловская средняя школа №2 Структурное подразделение Детский сад «ЛУЧИК» Воспитатель: Курдельчук А.В. Сентябрь- октябрь 2024 ПАСПОРТ ПРОЕКТА Актуальность: идея создания нашего проекта возникла в процессе наблюдения за деревьями в парке нашего поселка. Наш сад новый, на его территории еще совсем почти нет деревьев, только несколько саженцев, которые не могу дать детям представление о строении, особенностях деревьев. Поэтому, чтобы обратить внимание детей на деревья нужно только идти в парк нашего поселка. Это стало основным толчком для нашего исследовательского проекта. Дети дошкольного возраста уже способны осмысленно воспринимать и осваивать основные знания о значении деревьев для человеческого здоровья, а также о правилах взаимодействия с природой. Небрежное и временами жестокое поведение малышей по отношению к окружающей среде связано с недостатком необходимых знаний. Процесс обучения должен быть увлекательным как по содержанию, так и по используемым методам и приемам. Поэтому одной из главных задач для меня стало знакомство детей с природой и формирование у них стремления ее сохранять через практические действия, наблюдения и исследования. Тип проекта: исследовательский экологический краткосрочный проект.
Цель: Расширение знаний детей о значении деревьев для человека. Образовательная задача: формировать интерес к природному миру, углублять понимание детьми жизни деревьев, их конструкции, процесса роста и рационального использования природных ресурсов. Развивающая задача: расширить знания детей о деревьях парка поселка и в том числе на территории ДС. Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к природе и в частности к деревьям, желание сохранять окружающую среду, осознание взаимосвязи между собственным действиями и состоянием окружающей среды. Участники проекта: воспитатель Курдельчук А.В., родители и воспитанники средней группы №4 «Галчата». Планируемые результаты: ознакомление детей с природой родного края, воспитание желания беречь деревья, понимание красоты растительного мира в осенний период, творческое взаимодействие родителей с детьми. Этапы работы над проектом. 1-й этап- предварительный, мотивационный. Подготовка материалов: подбор методической литературы, сказок, рассказов, стихотворений о деревьях, бесед, дидактических и подвижных игр. Сбор гербария. Рассматривание листьев и плодов деревьев. Подбор наглядно-иллюстрационного материала по теме. Привлечение родителей воспитанников к совместному творческому продукту проекта- изготовления различными способами листочков для «Волшебного дерева» в группе. 2-й этап-основной. Рассматривание изображений деревьев: листьев, цветков, коры, плодов. Беседы на тему: «Деревья», «В чем отличие деревьев от других растений», «Огонь-враг леса», «Почему традиционная русская изба- из дерева?». НОД: «Маленький желудь и дуб-великан», чтение сказки С.Белых «Спор деревьев», Т. Шторыгина «Деревья. Какие они», С. Есенин «Белая береза», Н. Некрасов «Зеленый шум», И. Токмакова «Дуб», чтение экологической сказки Е.Ульевой «Как Тима и Гриня спасали деревья» Взаимодействие с семьями для подбора материала по данной теме, задание родителям совместно с детьми собрать и подготовить гербарий на прогулке и рассматривание деревьев в парке. Творческая работа: коллективная аппликация с использованием растительного материала «Панно осенний пейзаж» для выставки в ДС «Осенних красок хоровод». Изготовление папки-передвижки «Деревья нашего края» с заламинированными листьями из собранного родителями и детьми гербария для наглядного изучения. 3-й этап- заключительный. Родители приносят созданные совместно с детьми листья для украшений «Волшебного дерева», дети украшают дерево и рассказывают о листочке и процессе его создания, материалах и способах изготовления. Изготовление альбома с гербарием- заламинированные листы с загадкой и названием деревьев, с которых они собраны, для наглядного изучения. Достигнутый результат. В результате проектной деятельности у детей значительно вырос познавательный интерес к растительному миру, а именно к деревьям, которые находятся рядом с нами: ребята научились воспринимать их как живые создания, видеть их и понимать пользу для жизни человека, осознавать, что деревья нуждаются в нашей заботе, уходе и охране. Итоговый продукт: создание папки-передвижки с использованием растительного материала (гербария) «Деревья нашего края», создание совместно с родителями осенней листвы «Волшебного дерева» в группе ДС. Литература:
Задачи: Воспитывать бережное отношение к деревьям. (Не лазать на них, не ломать ветки) Повысить уровень знаний детей о деревьях. (Какую пользу приносят деревья человеку) Закрепить через игру «Деревья и кусты» названия деревьев и кустов. Совершенствовать умение детей определять, от какого дерева этот листок. Закрепить через игру «Опадал листочек» название листьев. Сформировать у детей убеждение, что красота и творения природы бесценны, а потому их необходимо бережно охранять. Материал: Картинки деревьев и кустов, сухие листья с деревьев. Занятие: Подойдите все сюда. Вы сегодня прекрасно выглядите. Настроение у всех хорошее? Давайте друг другу улыбнемся, чтобы оно стало еще лучше или у кого плохое улучшилось. Сейчас я вам прочитаю отрывок стихотворения одной поэтессы Орловой, а вы внимательно послушайте его и догадайтесь о чем это стихотворение. Догадавшись, вы узнаете, о чем мы сегодня с вами поговорим. Стихотворение называется «Что нельзя купить». Если деньги накопить, Можно многое купить- Дом, одежду и завод, Самолет и пароход. Как вы думаете, что имела в виду поэтесса, написав в стихотворении, что нельзя купить? (ответы детей) Теперь дослушайте стихотворение и определите, правильно ли вы ответили на мой вопрос. Но нельзя купить росу, Птичье пение в лесу, И не спрятать в кошелек Родничок и тополек. Вы ответили верно. Молодцы! Ведь совершенно верно красота, которую дарит нам природа, бесценна. Мы сегодня с вами поговорим о красоте, которую дарит нам природа, заденем тему, которая касается наших прекрасных деревьях. Ведь мы знаем, что ни за какие деньги не купишь большое красивое зеленое дерево. Так как его нужно сначала посадить и приложить не мало усилий, чтобы оно не погибло, прижилось и выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты безжалостно рвем черемуху, а иногда ребята используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках, забывая о том, что они живые. Скажите мне, какую пользу приносят нам деревья? Совершенно верно они украшают наши улицы; очищают воздух, выделяя кислород, и поглощают углекислый газ; сокращают содержание в атмосфере пыли и вредных веществ; дают тень и прохладу. А когда люди садят деревья? А скажите мне, что нужно деревьям, которые мы только посадили, чтобы они хорошо росли? (поливать, удобрять) А если на их листиках появится вредители? (Опрыскивать химией). Ребята проходите! Посмотрите на наш стол- сколько красивых осенних листьев. Какие они все разные. Все перепутались, как на дорожке в парке. Давайте посмотрим на наши большие картинки и найдет то дерево, в которого этот листочек упал? (дети берут листок со стола и подходят к доске, на которой висят картинки с большими деревьями и из листочками) — сравнивают и подбирают верный вариант. Проговаривают название дерева, обращают внимание-есть ли у это дерева плод- ягода-орех. Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Деревья». Давайте узнаем, какие деревья вы знаете? Вставайте в круг, я даю вам цветной мяч, вы будете передавать мяч друг другу по кругу, как только я скажу «Стоп!» у кого окажется мяч, должен назвать любое дерева. Повторять нельзя. Готовы? Начали! Теперь идите сюда, сядьте, напал, закройте глаза и тихонько послушайте меня. Перенесемся на природу, в лес. Это был не простой лес, а «Волшебный лес». Березы там поют нежные песни берез, дубы – стародавние напевы дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче пели, конечно, птицы. (Звучит музыка- шум лесы, звуки природы) Представьте, что мы с вами идем по этому лесу рассматриваем деревья, вдыхаем аромат цветов, слушаем пением птиц и «Вдруг!» на одной из полян вы увидели, как раскидан мусор, чернеют остатки костра. Рядов валяются поломанные ветки от деревьев, разбросаны, какие то тряпки. Бумаги, битое стекло, пустые бутылки. Теперь они не дают вам наслаждаться той красотой, которая была в начале пути и вам приходится вернуться из прекрасного зеленого леса обратно в группу. Скажите, вам понравилось путешествовать по «Волшебному лесу», а что помешало вам любоваться природой? Как вы думаете почему? Чтобы вы сами сделали с мусором? (ответы детей) Теперь послушайте задание: «Вам нужно будет дома подумать, что вы бы могли сделать, чтобы люди, которые приходят отдыхать на природу, не мусорили или после себя убирали мусор». Скажите ребята, о чем мы сегодня с вами говорили, что закрепили. Что вам больше всего понравилось на занятии. Во что бы вы хотели поиграть еще раз? Вы сегодня большие молодцы! 2. Беседа на тему: «В чем отличие деревьев от других растений» Задача: Формировать систему элементарных научно – экологических знаний, доступных пониманию ребенка. Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях; особенности строения и части деревьев (корень, ствол, ветки). Формировать умение называть характерные особенности разных деревьев. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. Воспитатель: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. - Правильно, березка символ красоты русской природы, многие поэтоы восхищались ее красотой и изяществом. - Как выглядит береза? Из каких частей она состоит? (ствол, ветки, листья, сережки). Какой у этого дерева ствол? (Толстый, мощный, высокий). Попробуйте обхватить его руками. Получилось? (Ответы детей). Такой мощный ствол бывает у дерева, которое на земле живет много лет. Попробуйте вытащить дерево из земли. Получается? (Ответы детей.) Почему? (Дерево очень сильное.) Видно, у этого дерева мощная корневая система, и оно глубоко ушло корнями в почву, крепко держится. Посмотрите вверх на крону дерева. Что называется кроной? (Все ветви дерева). Что вы можете сказать о расположении кроны на березе. (Она расположена очень высоко, ветви тянутся к солнцу, но их концы опущены вниз.) Подойдите ближе и погладьте ствол березы. Что это у дерева (Кора) Потрогайте ее, какая она? (Ответы детей.) Правильно, шершавая, грубая. Кора дерева вся с шероховатыми бороздками, как будто лицо старого мудрого человека с морщинами, которому много трудностей пришлось преодолеть. Зачем дереву нужна кора? (Чтобы защитить от болезней.) Качая ветками и шелестя листьями, береза нам хочет сказать: «Я очень не люблю, когда меня бьют по стволу палкой или снимают кору. Мне очень больно и обидно, когда ко мне плохо относятся». А как вы относитесь к деревьям? Любите ли вы отдыхать летом в тени деревьев? Игра «Обмен листочками». Детям раздается по 2 фетровых листочка разного цвета (всего 4 цвета- желтый, оранжевый, красный/багряный и зеленый). В ходе игры ребята должны договорится друг с другом и обменять листочки так- чтобы у каждого оказалось в руках пара листов одного цвета. Цель: повысить коммуникабельность детей, научить их договариваться, развить логику- чтобы верно найти того, с кем нужно договориться и поменяться. Воспитатель: -Ребята, вы все молодцы. Берегите природу, деревья, чтобы мы все могли любоваться их красотой. Беседа на тему с использованием презентации: «Пожар-враг леса» Цель: создать содержательные и организационные условия для знакомства воспитанников с правилами пожарной безопасности в лесу; помочь осознать значение леса для природы и в жизни человека; содействовать формированию экологической культуры поведения в лесу. Просмотр на ноутбуке и обсуждение презентации «Пожар-враг леса». Ход беседы: Слайд 1-Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня поговорим с вами о правилах пожарной безопасности в лесу. Отгадайте загадку: Красный бык на земле лежит, Голубой бык к небу тянется. Верно! Красный бык – это огонь, а голубой бык – дым. Воспитатель: В пожароопасный сезон в лесу запрещается: Воспитатель: Объясните выражения: «Детские шалости – малые малости, да к большой беде могут привести», «С огнём не играй, пожар не затевай». Ребята, пожар-огонь- самый опасный враг леса, деревьев и лесных животных и птиц. Как вы думаете- кто является причиной лесных пожаров- животные или люди? Верно, люди. Слайд 2- Огонь уничтожает жилища животных- их норы, берлоги, гнезда птиц. Животные убегают от огня, но сталкиваются с новыми бедами- голодом, отсутствием безопасного передвижения. Слайд 3- Среди важных проблем охраны и воспроизводства лесных ресурсов одна из наиболее актуальных – борьба с лесными пожарами. Она возлагается на пожарных и спасателей. Слайд 4- вот так выглядит сгоревший лес- черный, весь в дыму. В нем невозможно жить животным и птицам, растения погибли, нужно несколько лет, чтобы природа восстановилась. И, конечно, в таком лесу нельзя гулять, собирать грибы и ягоды, любоваться красотой деревьев. Воспитатель: Я надеюсь, что сегодня вы узнали много интересного для себя и уяснили, что в лесу нужно соблюдать меры пожарной безопасности. А сейчас небольшая викторина: Слайд 5-Какие вы знаете причины пожаров в лесу? Можно ли детям играть со спичками, жечь бумаги, играть с зажигалками, бросать горящую бумагу с высоты? Почему? С помощью чего можно потушить огонь? Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву? Почему в лесу нельзя бросать мусор, бить стеклянные бутылки? Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»? Слайд 6-Воспитатель: Давайте повторим пять правил, что нельзя делать в лесу:
Эти пять правил просты-как наши пять пальчиков- но, если вы будете их твердо соблюдать, и напоминать о них родителям- пожар не сможет уничтожить наш любимый лес! Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо поработали, наша беседа окончена, надеюсь, вы будете соблюдать правила поведения в лесу и у нас никогда не будет пожаров. Беседа на тему: «Почему традиционная русская изба- из дерева?» Задачи: Познакомить детей с способом строительства русской избы, расширить понимание о материалах для строительства, особенностям. Воспитатель: Дети, послушайте стих: Стоит изба, стоит без единого гвоздя. Окна узорчатые, крыльцо высокое, задорный «конек» на крыше. Изба, она –это не просто дом, этонастоящее произведение искусства, незамысловатого и чуждого вычурности, понятное каждому. Но стоит печалится изба, стоит выстуженная и опустевшая... не нужна более. Стала изба как памятник прошлой жизни. А избе нужна жизнь: чтобы печка была натоплена, детишки под лавками копошились, каши варились и пироги стряпались… «Я жил, живал, на босу ногу топор одевал, топором подпоясывался» Наши деды и прадеды не строили, но рубили: «срубить избу» значит построить дом. Опытному плотнику только топор в руки дать – он и сложит избу от «подклета» до крыши. Ни пилы, ни гвоздей, ни молотка – один-одинешенек топор. Им валили деревья, им очищали их от сучьев, им обтесывали, им доски «выглаживали» будто по шнурку. Да и зачем пила? Распилишь бревно, будут концы «махриться», а значит быстро впитывать влагу и гнить. А при обработке топором, наоборот, деревянные волокна уплотняются и становятся водоустойчивыми. Да, и гвозди ни к чему были: мало того, что железную поковку всегда отличала дороговизна, так у опытного мастера и без нее ни одно бревнышко не сдвинется, прилаженное крепко накрепко. «Углы в простую чашу рублены» Деревянная изба не нуждалась в фундаменте, сруб клали прямо на землю, иногда только подтыкали под углы дома большие камни или пни крупных деревьев. Но не обходилась русская изба без «подклета» — подпола, в котором и скот держали, и птицу, и съестные припасы хранили. Не избяной сруб, а загляденье! Одно бревно, словно через другое пропущено, переплетено! Как же это? Отступив от конца бревна, мастера делали вырубку до середины, округлую, подобно чаше. В эту вырубку укладывали поперечное бревно. Четыре бревна, скрепленные в квадрат таким способом, образовывали венец. На первый венец клали второй, третий и так до самой крыши. Во избежание щелей плотник прилаживал бревна друг к другу как можно плотнее, вытесывая в каждом верхнем бревне продольный желоб, паз, плотно прилегавший к нижнему. А для теплоизоляции укладывали между бревнами мох – все здесь просто и, казалось бы, грубо, шероховато, но все же прочно и надежно. И главное: такую избу плотники умельцы могли сложить всего-навсего за один световой день, а при необходимости разобрать и перевезти на новое место, чтобы вновь отстроить. Но самое время приниматься за крышу! Ребята, давайте с вами научимся складывать бревна в избу? С помощью деревянных счетных палочек попробовать с ребятами сложить первый квадрат, основу избы, и затем каждый ребенок добавляет свой ряд. Воспитатель: Ребята, вы настоящие молодцы. Сегодня мы так много узнали с вами! Обязательно расскажите вашим родителям о нашей беседе. НОД «Маленький желудь и дуб-великан». Цель: Развитие познавательных способностей, интереса к миру деревьев. Изучение особенностей роста дуба. Задачи: Развивать представления детей о жизни, строении деревьев. Привить интерес к природе. Расширять и обогащать словарный запас, прививать бережное отношение к природе. Воспитывать доброе отношение и эмоциональную отзывчивость. Ход НОД Воспитатель: Сегодня хочу вам рассказать о самом важном дереве в лесу, дереве- могучем великане. Загадаю вам загадку: Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок- Ничего, что плод мой мелок. Дети: это дуб! Воспитатель: верно. Дуб- могучее дерево. В России дуб растет практически всюду. Как и береза, осина, клен, ясень и липа. Дуб любит солнце, свет. Листья имеют необычную форму, плотные, кожистые, блестящие. Ствол широкий, могучий и крепкий. Цветение у дуба весной, в мае. Осенью на дубе появляются плоды, кто помнит их название, отгадайте его название: В маленький клубочек, спрятался дубочек! Плоды дуба имеют название-желуди. Рассматривают подготовленные желуди. Воспитатель: У желудя есть шапочка- ее название плюска. Представляете- чтобы на дубе появились желуди- дерево должно прожить более 30 лет! Как вы думаете- если желудь посадить в землю, поливать и ухаживать- что вырастет? Дети: дуб!!! Воспитатель: верно! Да, вырастет дубок- маленький дуб. Желуди любят есть кабаны, олени, некоторые птицы и даже медведи. Воспитатель: ребята, а вы знаете, как называется место, где растет много-много дубов. Это место называется дубрава. Постарайтесь запомнить народную примету: «Дубрава шумит к непогоде». Как вы думаете-отчего шумят деревья? Верно, от ветра. Древесина дуба очень прочная, дуб- долгожитель, часто можно услышать выражение- «стар, как дуб» или «столетний дуб». Это дерево может прожить 500-600 лет, представляете, это намного дольше, чем даже самая длинная человеческая жизнь. Вначале жизни дуб растет в высоту, а ближе к концу жизни- в ширину. Кора дуба темная, чем старше дерево- тем глубже трещины в коре. Физминутка «На поляне дуб зеленый» На поляне дуб зеленый (Дети тянут руки вверх) Потянулся к небу кроной. Он на ветках среди леса (Руки в стороны, круговые вращения кистями) Щедро желуди развесил. А внизу грибы растут, Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся (Наклоны вперед) За грибами наклоняйся! Походили, порезвились (Ходьба на месте) И на травку опустились. Дети садятся на места. Воспитатель: ребята, как вы думаете- а у нас в поселке есть могучие дубы-долгожители? Ответы детей. Воспитатель: самый известный дуб-долгожитель в Москве растет в музее-заповеднике в парке Коломенское. Возможно, в тени этого дуба гуляли царь Алексей Михайлович и Петр I. Это было 350 лет назад. В лесу среди берез, осин растет огромный исполин. Кудрявой кроною большой шумит в лесах он день-деньской. Он-царь деревьев на Руси (кого угодно ты спроси!) Его обходит лесоруб- ведь слишком тверд и крепок… (ответ детей- дуб). Молодцы ребята, вы сеголня много узнали о таком прекрасном и могучем дереве как дуб! Конспект творческого занятия по аппликации "Панно осенний пейзаж". Цель: - ознакомление детей с новым видом аппликации – с использованием растительного ратериала- гербария, продолжать знакомство с осенней природой и продолжать решать проблемную ситуацию «Как сохранить осеннею красоту?» - развитие познавательных, творческих и художественных способностей в процессе деятельности с растительными материалами. Воспитание самостоятельности, уверенности, художественного вкуса. Задачи: -Научить детей делать поделки из разных природных растительных материалов: (гербарий). -Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. -Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. -Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей, развивать мелкую моторику рук Предварительная работа: запрос родителям собрать вместе с детьми и подготовить листья для гербария, беседы на тему осени; чтение стихотворений на тему осени; дидактические игры «С какого дерева листок?», речевые игры «Скажи красивое слово», «Скажи, какой? (какая, какое); экспериментирование с природным материалом для пробуждения художественных ассоциаций «На что похож листок?». Словарная работа: осень, листопад, ягоды, грибы, стая, дупло, листва, пора, клен, ёж, белка, медведь, заяц, листья, лес, опадать, засыхать, кружиться, шелестеть, осенний, золотой Материалы, инструменты, оборудование: -красивые по форме и окраске листья разных деревьев и кустарников (клен, береза, дуб, рябина, трав, клена) - бумага для акварели формат А3
- салфетки влажный. Ход занятия: Дети рассматривают разложенные на столе красивые осенние листочки, любуются, описывают их «красивыми» словами; вспоминают, как они гуляли с родителями и собирали листья. Воспитатель загадывает загадки про осень, осенние признаки, деревья осенью. Д.И. "С какого дерева лист". Дети раскладывают листья на несколько кучек (березовые, кленовые, липовые и др.) Чтение стихотворения: Ах, осень, эта рыжая девица! Каких же красок только нет в тебе: По небу голубому мчатся птицы И сизый дым клубится по трубе… Осенний лист кружит багрово-красный, Чернеют пред зимой уже поля, И лес вдали виднеется прекрасный - От буйства красок пьяная земля… И только если сердится, бывало, Всплакнет немного проливным дождем… Пока зима природу не сковала Она шутя играется с ручьем… Шалунья-осень с яркими глазами, Заботливо проводит журавлей… И растворится дымкой над полями, Когда зима придет на смену ей. (Автор: Рязанцев Александр) Воспитатель: Это стихотворение вызывает у нас чувство грусти.. лето уходит, наступила осень, начинаются холодные дожди, листья опадают. Как сохранить прекрасные воспоминания о холодной осени? Наводящими вопросами подводить детей к тому, чтобы они догадались сделать аппликацию из гербария Воспитатель: Попробуем сохранить яркую память об осени в аппликации, составленной их сухих листьев. Я предлагаю вампридумать настоящий пейзаж, где каждое дерево будет- будет представлено его листочком. Давайте, каждый выберет необходимые вам листья и разложите их на листе бумаги. Дети приступают к работе. Воспитатель: Почему надо очень осторожно наносить клей на засушенные листочки? (так как листья хрупкие).. Работа у всех будет разная, а в целом получится картина осени. (во время работы звучит спокойные мелодии музыкальных произведений на тему осени). Дети самостоятельно выбирают себе понравившийся осеннийлист для композиции и составляют общую картину по мотивам лирического стихотворения. Педагог помогает определиться с цветом и форматом фона, предлагает поэкспериментировать, прикладывая листочки разного цвета к выбранному фону и сравнивая цветосочетания; подсказывает, что маленькие и хрупкие листья нужно брать аккуратно. По мере выполнения можно предложить детям подумать, чем еще можно дополнить картину. Осеннее панно помещаются на выставкуДС «Осенних красок хоровод». Созданное совместно с родителями «Волшебное дерево» в группе ДС. Папки-передвижка «Деревья нашего края» с заламинированными листьями из собранного родителями и детьми гербария для наглядного изучения.
|