Использование квест-игры, как формы организации исследовательской деятельности при формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Гореликова Оксана Константиновна | |||
14.09.2024 12:32 | |||
Использование квест-игры, как формы организации исследовательской деятельности при формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Одним из основных направлений ФГОС ДО является формирование основ экологической культуры дошкольника. а одной из задач ФОП является создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру и воспитание любви к родине Формирование экологической культуры – это длительный процесс и начинается он в дошкольном детстве, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Сама по себе методика квестов не новая, подобные занятия были известны еще в прошлом столетии, когда дети играли в «Казаков-разбойников», «Двенадцать записок» и другие. Можно сказать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизаций и сопровождали человечество всю его историю. Ведь, квест — это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой.. Впервые квест, как педагогическую технологию стали применять в 1995году, а в России ее начали использовать с 2013 года. Квест-игры предполагают наличие определенных задач, которые нужно достичь, но для этого необходимо преодолеть преграды и трудности. Проводить такие занятия можно в детском саду в помещении, на улице, с инвентарем и без него. Квест-игра для дошкольников позволяет сочетать в одном занятии игровую деятельность, обучение, соревновательный момент, самостоятельный поиск решения и командную стратегию для достижения поставленной цели. Свою работу над данной темой начала с постановки цели: Формирование основ экологической культуры старших дошкольников через организацию исследовательской деятельности в форме квест-игры. И определила задачи:
Свою работу я начала с проведения педагогической диагностики по методике Николаевой которая показала не очень высокий уровень экологической культуры моих воспитанников, изучила литературу, разработала перспективный план. В своей работе я использовала разнообразные технологии, методы и формы, но самым эффективным оказалась исследовательская деятельность организованная в форме квест-игры, которая стала отличной возможностью для меня увлекательно и оригинально построить образовательный процесс. С помощью квеста дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в поиск новой информации. Изюминкой такой организации исследовательской деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. При подготовке к каждому квесту я определяла образовательные цели, составляла сюжетную линию игры, оценивала процесс деятельности детей и конечный результат, организовывала поисково исследовательскую образовательную деятельность. Квестигры помогли детям самостоятельно получить знания о разнообразных природных явлениях, о необходимости соблюдения правил безопасного поведения в природе, желание общаться с природой, беречь ее и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Самое главное, это то, что квесты помогли мне активизировать и детей, и родителей. Участники учатся договариваться друг с другом, действовать вместе, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Итоговая диагностика показала значительное повышения уровня экологиченской культуры воспитанников Можно не сомневаясь утверждать, что когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
|