Воспитание экологической культуры у дошкольников через ознакомление с природой Кольского полуострова. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Груздева Ирина Николаевна | |||
19.05.2024 08:18 | |||
Воспитание экологической культуры у дошкольников через ознакомление с природой Кольского полуострова. Груздева Ирина Николаевна воспитатель высшей кв. категории, МАДОУ № 5, г. Ковдор Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема внедрение инновационных технологий в практику дошкольных учреждений. Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, процесс модернизации российского образования требует новых подходов в использовании форм, средств и методов обучения. В рамках инновационного воспитания педагог выступает как партнер ребенка и реализует личностно-ориентированную модель взаимодействия. Сегодня, как никогда, вопрос охраны природы стал одним из актуальных в развитии современного общества – «Наш дом в опасности». Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля. Мы – часть планеты и целиком зависим от нее. «Здоровье нашей нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания нашим потомкам», — заявил Дмитрий Медведев на Федеральном Собрании Российской Федерации. При этом решающую роль в охране окружающей среды должно играть гражданское общество и здесь важное место отводится экологическому образованию подрастающего поколения.
Дошкольникам лучше показывать экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примере своего региона. Тема любви к родному краю, к своей «малой Родине», где ты живешь, умение видеть красоту, разнообразный животный и растительный мир, несмотря на суровость климата, красной нитью проходит в воспитательно-образовательном процессе. Необходимо довести до сознания детей то, что в результате пагубного отношения человека к природе возникают серьезные экологические проблемы. В связи с этим в моей работе по воспитанию экологического образования определена тема: «Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с животным и растительным миром Кольского полуострова». Работая по методической теме, считаю, что наиболее эффективными являются интегрированные НОД, основанные на комплексности, где на одну тему могут быть объединены различные задачи по развитию детей и разные виды детской деятельности. Разработанные конспекты НОД «ЧП в лесу», «Удивительные растения Заполярья», «Край озер и болот», «Зеленая аптека Севера», «Лесные уроки вежливости», «Прогулка в зимний парк», «Кто есть человек и его место в природе», «Почему исчезают животные?», «Что такое природа?», «Праздник волшебницы – воды», «В гости к осени», «Как надо себя вести в лесу» и другие позволяют закрепить, систематизировать знания детей, реализовать творческие способности в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, познавательный интерес и активность. И самое главное у детей воспитывается гуманное отношение к природе. В группе имеется «Уголок Севера», иллюстрации о крае, подобрана художественная литература – произведения А.С. Пушкина, В. Бианки, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, М. Пришвина, Н. Сладкова, Е. Чарушина, В. Пескова о природе. И конкретно произведения о животном и растительном мире русского Севера – авторов О. Бандур, Е. Двинина, Н. Холодковского, В. Матвеева, И. Ядринцевой, знакомство с которыми идет с использованием ИКТ. Самостоятельно оформленная карта Кольского полуострова представлена с обозначением городов и размещением мест обитания животных. Она помогает детям наглядно ориентироваться и запоминать фауну региона. Рассматривание разнообразных альбомов, иллюстраций, наборов фотографий, папок на темы: «Деревья», «Кустарники», «Животные», «Рыбы», «Птицы» ведет к установлению взаимосвязи и взаимозависимости в растительном и животном мире. Развивающая среда в группе обогащена познавательно-справочной литературой – энциклопедиями, глобусом, лупами, микроскопом. Решению задач экологического развития помогает ведение «Экологического дневника дошкольника», затрагивающее разные виды детской деятельности, такие как наблюдение, эксперименты, решение логических заданий, развивающие игры, знакомство с народным словом. Особое внимание уделяется самостоятельности при ведении дневника. Часто организуется деятельность совместно с младшими дошкольниками – это и совместный труд в природе, выставки рисунков и коллекций для малышей и т.д. При этом старшие дети помогают младшим освоить правила поведения в природе. Для экологического развития детей большое значение имеет и эстетическое восприятие природы. Для этого организую наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. Очень интересны детям эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, мнения, используя накопленный опыт. В группе организовано место для экспериментирования – «Лаборатория», в которой дети проводят несложные опыты, эксперименты, используя оборудование лаборатории, проверяют свои предположения, т.к. исследовательская деятельность – главный источник представлений о мире. Исследования на экологические темы организую как на занятиях, так и в повседневной жизни. В процессе исследований дети лучше усваивают представления о явлениях природы, об экологических проблемах. Воспитывая в детях экологическую культуру, мы должны довести до сознания детей то, что природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека. Например: при очередной экскурсии на озеро Ковда, детьми было замечено, что водоплавающих, а конкретно – диких уток, стало значительно меньше. При наблюдении обратили внимание на работу ГОКа, который находится вблизи города и озера. В ходе беседы и рассуждений возник вопрос «Почему уток на озере стало значительно меньше?». При проведении НОД по теме «Очевидное – невероятное» использовали приём моделирование при установлении изменений живой и неживой природы в неблагоприятных условиях. Объектом исследования и наблюдений стало перо водоплавающих. С помощью ИКТ и лупы провели исследование с водой, опустив перо в разные растворы. Из ряда опытов, воспитанники пришли к заключению: сброс использованной воды с комбината, недостаточно очищенной фильтрами, т.е. с пятнами масла и краски на поверхности, пагубно влияет на перьевое покрытие водоплавающих. Это ведет к гибели птиц и к уменьшению их численности. Шестилетние дети не могут исправить положение, но на примере опытно-экспериментальной деятельности у них формируется понимание, что нужно беречь природу, самим следовать доступным экологическим правилам деятельности и поведения. Вовлечение детей в исследования экологической направленности даёт возможность им почувствовать, понять результаты действий человека, формирует потребность при необходимости оказать посильную помощь природе. Тесно взаимодействую с семьёй по вопросу экологического воспитания. При этом использую как традиционные формы (беседы, родительские собрания, консультации), так и нетрадиционные (деловая игра, «горячая линия», «круглый стол», дискуссия). Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» было проведено анкетирование с целью выяснения их понимания проблем, связанных с экологическим воспитанием. Эффективной формой работы с родителями явился круглый стол «Воспитание доброты к природе». Большую эффективность в работе по экологическому воспитанию детей дают совместные экскурсии в краеведческий музей, турпоходы к озеру. Проведение совместных викторин, интеллектуальных игр по темам «Знатоки родного края», «Мир птиц», «Сохрани природу» и т.д. даёт положительный заряд эмоций, желание показать свои знания, умение анализировать, делать выводы, осознавать экологические проблемы. Полученные знания подводят старших дошкольников к обобщению, — какой суровый климат для растений, обитания зверей, как по-особому ведут себя птицы и животные и как приспосабливается флора и фауна к условиям региона. Таким образом, в процессе экологического воспитания у детей развивается познавательный интерес, желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, обогащаются представления детей о флоре и фауне родного края, о взаимодействии человека и природы, поддерживается интерес к самостоятельным опытам, наблюдениям, к познавательно-исследовательской деятельности. У детей формируется гуманно-целостное отношение к природе, желание сохранять природные объекты ближайшего окружения, появляется ответственность за свои поступки. Считаю, что работа по воспитанию любви к родному краю, природе, забота, охрана, умение беречь – очень ценная черта, которую надо воспитывать и сохранять в сердцах и душах маленьких северян, т.к. это рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Список литературы:
|