Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание экологической культуры у дошкольников через ознакомление с природой Кольского полуострова.
Занятия по Экологии
Автор: Груздева Ирина Николаевна   
19.05.2024 08:18

Воспитание экологической культуры у дошкольников через ознакомление с природой Кольского полуострова.Воспитание экологической культуры у дошкольников через ознакомление с природой Кольского полуострова.

Груздева Ирина Николаевна воспитатель высшей кв. категории, МАДОУ № 5, г. Ковдор

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема внедрение инновационных технологий в практику дошкольных учреждений. Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, процесс модернизации российского образования требует новых подходов в использовании форм, средств и методов обучения. В рамках инновационного воспитания педагог выступает как партнер ребенка и реализует личностно-ориентированную модель взаимодействия.

Сегодня, как никогда, вопрос охраны природы стал одним из актуальных в развитии современного общества – «Наш дом в опасности». Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля. Мы – часть планеты и целиком зависим от нее. «Здоровье нашей нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания нашим потомкам», — заявил Дмитрий Медведев на Федеральном Собрании Российской Федерации. При этом решающую роль в охране окружающей среды должно играть гражданское общество и здесь важное место отводится экологическому образованию подрастающего поколения.

 

Дошкольникам лучше показывать экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примере своего региона. Тема любви к родному краю, к своей «малой Родине», где ты живешь, умение видеть красоту, разнообразный животный и растительный мир, несмотря на суровость климата, красной нитью проходит в воспитательно-образовательном процессе. Необходимо довести до сознания детей то, что в результате пагубного отношения человека к природе возникают серьезные экологические проблемы. В связи с этим в моей работе по воспитанию экологического образования определена тема: «Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с животным и растительным миром Кольского полуострова». Работая по методической теме, считаю, что наиболее эффективными являются интегрированные НОД, основанные на комплексности, где на одну тему могут быть объединены различные задачи по развитию детей и разные виды детской деятельности. Разработанные конспекты НОД «ЧП в лесу», «Удивительные растения Заполярья», «Край озер и болот», «Зеленая аптека Севера», «Лесные уроки вежливости», «Прогулка в зимний парк», «Кто есть человек и его место в природе», «Почему исчезают животные?», «Что такое природа?», «Праздник волшебницы – воды», «В гости к осени», «Как надо себя вести в лесу» и другие позволяют закрепить, систематизировать знания детей, реализовать творческие способности в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, познавательный интерес и активность. И самое главное у детей воспитывается гуманное отношение к природе. В группе имеется «Уголок Севера», иллюстрации о крае, подобрана художественная литература – произведения А.С. Пушкина, В. Бианки, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, М. Пришвина, Н. Сладкова, Е. Чарушина, В. Пескова о природе. И конкретно произведения о животном и растительном мире русского Севера – авторов О. Бандур, Е. Двинина, Н. Холодковского, В. Матвеева, И. Ядринцевой, знакомство с которыми идет с использованием ИКТ. Самостоятельно оформленная карта Кольского полуострова представлена с обозначением городов и размещением мест обитания животных. Она помогает детям наглядно ориентироваться и запоминать фауну региона. Рассматривание разнообразных альбомов, иллюстраций, наборов фотографий, папок на темы: «Деревья», «Кустарники», «Животные», «Рыбы», «Птицы» ведет к установлению взаимосвязи и взаимозависимости в растительном и животном мире. Развивающая среда в группе обогащена познавательно-справочной литературой – энциклопедиями, глобусом, лупами, микроскопом. Решению задач экологического развития помогает ведение «Экологического дневника дошкольника», затрагивающее разные виды детской деятельности, такие как наблюдение, эксперименты, решение логических заданий, развивающие игры, знакомство с народным словом. Особое внимание уделяется самостоятельности при ведении дневника. Часто организуется деятельность совместно с младшими дошкольниками – это и совместный труд в природе, выставки рисунков и коллекций для малышей и т.д. При этом старшие дети помогают младшим освоить правила поведения в природе.

Для экологического развития детей большое значение имеет и эстетическое восприятие природы. Для этого организую наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. Очень интересны детям эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, мнения, используя накопленный опыт. В группе организовано место для экспериментирования – «Лаборатория», в которой дети проводят несложные опыты, эксперименты, используя оборудование лаборатории, проверяют свои предположения, т.к. исследовательская деятельность – главный источник представлений о мире. Исследования на экологические темы организую как на занятиях, так и в повседневной жизни. В процессе исследований дети лучше усваивают представления о явлениях природы, об экологических проблемах.

Воспитывая в детях экологическую культуру, мы должны довести до сознания детей то, что природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека. Например: при очередной экскурсии на озеро Ковда, детьми было замечено, что водоплавающих, а конкретно – диких уток, стало значительно меньше. При наблюдении обратили внимание на работу ГОКа, который находится вблизи города и озера. В ходе беседы и рассуждений возник вопрос «Почему уток на озере стало значительно меньше?». При проведении НОД по теме «Очевидное – невероятное» использовали приём моделирование при установлении изменений живой и неживой природы в неблагоприятных условиях. Объектом исследования и наблюдений стало перо водоплавающих. С помощью ИКТ и лупы провели исследование с водой, опустив перо в разные растворы. Из ряда опытов, воспитанники пришли к заключению: сброс использованной воды с комбината, недостаточно очищенной фильтрами, т.е. с пятнами масла и краски на поверхности, пагубно влияет на перьевое покрытие водоплавающих. Это ведет к гибели птиц и к уменьшению их численности. Шестилетние дети не могут исправить положение, но на примере опытно-экспериментальной деятельности у них формируется понимание, что нужно беречь природу, самим следовать доступным экологическим правилам деятельности и поведения. Вовлечение детей в исследования экологической направленности даёт возможность им почувствовать, понять результаты действий человека, формирует потребность при необходимости оказать посильную помощь природе.

Тесно взаимодействую с семьёй по вопросу экологического воспитания. При этом использую как традиционные формы (беседы, родительские собрания, консультации), так и нетрадиционные (деловая игра, «горячая линия», «круглый стол», дискуссия). Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» было проведено анкетирование с целью выяснения их понимания проблем, связанных с экологическим воспитанием. Эффективной формой работы с родителями явился круглый стол «Воспитание доброты к природе». Большую эффективность в работе по экологическому воспитанию детей дают совместные экскурсии в краеведческий музей, турпоходы к озеру. Проведение совместных викторин, интеллектуальных игр по темам «Знатоки родного края», «Мир птиц», «Сохрани природу» и т.д. даёт положительный заряд эмоций, желание показать свои знания, умение анализировать, делать выводы, осознавать экологические проблемы.

Полученные знания подводят старших дошкольников к обобщению, — какой суровый климат для растений, обитания зверей, как по-особому ведут себя птицы и животные и как приспосабливается флора и фауна к условиям региона.

Таким образом, в процессе экологического воспитания у детей развивается познавательный интерес, желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, обогащаются представления детей о флоре и фауне родного края, о взаимодействии человека и природы, поддерживается интерес к самостоятельным опытам, наблюдениям, к познавательно-исследовательской деятельности. У детей формируется гуманно-целостное отношение к природе, желание сохранять природные объекты ближайшего окружения, появляется ответственность за свои поступки.

Считаю, что работа по воспитанию любви к родному краю, природе, забота, охрана, умение беречь – очень ценная черта, которую надо воспитывать и сохранять в сердцах и душах маленьких северян, т.к. это рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Список литературы:

  1. Иванова А. И. Естественные научные наблюдения в детском саду» / «Творческий центр» // Москва, 2005 г.
  2. Кито О. «Я — исследователь». Из опыта работы воспитателя. / Д/в №6, 2012 г., с. 42.
  3. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. Примерная основная общеобразовательная программа «Детство». / Санкт-Петербург // Детство – Пресс, 2011 г..
  4. Мартынова Е., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» / «Учитель» // Волгоград, 2012 г.
  5. Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А. Методический комплект программы «Детство». Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» / Санкт – Петербург — Детство – Пресс, 2011 г.
  6. Полякова М. Н., Михайлова З. А., Ивченко Т. А. Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Познание» / Санкт – Петербург // Детство – Пресс, 2012 г
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год