Экологическое воспитание дошкольников в через художественную литературу |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Рогачева Елена Юрьевна | |||
29.12.2023 12:36 | |||
Экологическое воспитание дошкольников в через художественную литературу Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природа в свою очередь нуждается в заботе и защите человека. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. Если ребенок поймет, что его благополучие это завтрашний день, что счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха, воды и от конкретной помощи ручейку и березке, то он встанет в ряды защитников и друзей природы. Писатели, поэты, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в ребятах умение видеть красоту природы, чувство любви и бережного отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А. В.
Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению произведений художественной литературы. Свою работу начала с диагностики. Результаты показали низкий уровень сформированной экологической культуры у большинства детей. Проведенное анкетирование родителей воспитанников «Что и как читаем дома?» показали, что существует опасная тенденция падения интереса к книге. На смену чтению в семье пришли компьютерные игры, интернет, телевизор. У детей пропадает интерес к художественной литературе. Я решила объединить эти две проблемы в одну: как воспитать в детях позитивное отношение к природе через любовь к художественной литературе. Поставила перед собой следующие задачи:
Составила план работы:
У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Его я использовала чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички — обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. ( «Солнышко-ведрышко», «Радуга- дуга» «Дождик-дождик пуще.») Постоянно использовала в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. Во многом «экологичны» сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В них, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтовВ своей работе использую творчество К. Д. Ушинского — основоположника русской педагогической науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю В. Бианки. С удовольствием знакомлю детей с его творчеством. Произведения В. Бианки помогли в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показываю закономерности, существующие в мире природы. Использовала произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы ‚ "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
|