Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Филаретова Наталья Алексеевна | |||
02.06.2023 08:01 | |||
Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича. Воспитатель МБДОУ "Чернухинский детский сад №16" г.о. г. Арзамас с.Чернуха Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности детей. Вовлекаются все стороны личности ребенка: он двигается, говорит, воспринимает, думает; во время игровой деятельности активно работают все его психические процессы – мышление, память, внимание, воображение, усиливаются эмоциональные и волевые качества. Основная цель экологических игр – формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей. Для достижения этой цели в нашем детском саду используем разные технологии, в том числе и "Сказочные лабиринты игры" и Развивающую предметно-пространственную среду "Фиолетовый лес " Вячеслава Вадимовича Воскобовича. "Фиолетовый лес" – это развивающая сенсорная среда, сказочное пространство, которое в сочетании с разнообразными играми и сказочными героями дает возможность формирования экологического сознания, а в дальнейшем — экологически правильного поведения. Это своеобразный мир, в котором переплетаются реальность и воображение, интеллектуальные и творческие задачи.
Фиолетовый цвет – в интерпретации психологов это цвет творчества; он подчеркивает идею сказочности, возможность неограниченно фантазировать и нестандартно мыслить. Одним из немаловажных аспектов использования данной среды является возможность применения её в разных видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной, конструировании. Принципы технологии В.В. Воскобовича:
Идея развития детей в игре не нова. Новое здесь то, что почти весь процесс обучения ребенка дошкольного возраста реально выстраивается в игре. Эта технология — игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.
Вторым принципом — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр (по спирали) позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в зоне ближайшего развития. В каждой игре дети добиваются какого-то предметного результата.
Еще одним принципом технологии — раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Огромный плюс этой технологии — ее бесконечность и вариативность. Ее можно дополнять придуманными играми, сказками, персонажами. Мы с детьми тоже дополнили свой "фиолетовый лес" домиками для радужных гномов. Из чего же состоит наше пособие? Оно состоит из семи домиков-тайничков, жетонов — символов, обозначающие виды деятельности, съемных игрушек — героев "Фиолетового леса". Это семь разноцветных домиков, в которых живут радужные гномы. У каждого гнома есть свое имя: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи. Например, Кохле – очень милый гном у него есть красный дом. Охле тоже милый гном у него оранжевый дом. Каждый гном живет в доме с названием определенного дня недели. Как используем наше пособие? На утреннем круге мы озвучиваем, какой сегодня день недели, к какому гному мы пойдем в гости. Над его домиком загорается фонарик. Это помогает деткам помладше ориентироваться в днях недели. Возможно, дети еще раньше, как только пришли в сад, уже заглянули в домик, если нет, то мы заглянем все вместе и узнаем о планах на сегодняшний день. Какие события нас ждут сегодня, кто из героев фиолетового леса придет к нам в гости или в какую интересную игру будем играть в течение дня. Мы узнаем это, рассмотрев жетоны. А вечером мы подводим итоги дня, что больше всего понравилось, что нам удалось выполнить, что мы можем завершить на следующий день. В помощь при работе с "Фиолетовым лесом" и «Сказочными лабиринтами игры» выпущены методические пособия:
Удачи вам, коллеги, во всех ваших начинаниях.
|