Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер — класс на тему «Сохранение психологического здоровья воспитанников дошкольного возраста через использование экологических игр и музыкотерапии, для родителей» в средней группе
Занятия по Экологии
Автор: Сафина Айсылу Ильдаровна Мустафина Луиза Расульовна Кислицына Наталья Николаевна   
08.04.2025 15:09

Мастер — класс на тему «Сохранение психологического здоровья воспитанников дошкольного возраста через использование экологических игр и музыкотерапии, для родителей» в средней группеМастер — класс на тему «Сохранение психологического здоровья воспитанников дошкольного возраста через использование экологических игр и музыкотерапии, для родителей» в средней группе

Цель:

  • Расширить знания родителей (законных представителей) с учетом современных требований и социальных изменений по сохранению психологического здоровья воспитанников, посредством использования экологических игр, музыкотерапии.
  • Познакомится с участниками мастер-класса; развивать уважение, вежливость, сдержанность; вызвать доброжелательное отношение к участникам, желание сотрудничать.

Задачи:

  • создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
  • создание положительного эмоционального климата в группе
  • познакомить родителей (законных представителей) с экологическими играми.

Оборудование: дидактические пособия и игры по экологии, магнитная доска.

Участники: педагоги, родители (законные представители)

Предварительная работа

 

За несколько дней до мероприятия на информационном стенде в раздел объявления, нужно поместить объявление о проведении мастер-класса, чтобы родители (законные представители) могли заблаговременно спланировать свое время.

Место проведения: групповая комната.

Включить спокойную, негромкую музыку.

Постараться создать дружественную обстановку, располагающую к общению.

Стулья и столы расставить полукругом.

Ход мастер — класса

Воспитатель: — Здравствуйте дорогие гости, мы очень рады, что вы нашли время и посетили наш мастер-класс. Сегодня мы поговорим с вами об экологических играх, но перед тем, как мы начнем наш мастер — класс, я хочу с вами провести игру

«Танцующий веночек».

Воспитатель: «Давайте поделимся частичкой своей доброты. Первый участник берёт край ленты, называет свое имя и высказывает своё пожелание всем участникам мастер-класса. Следующий участник, берет ленту, становится рядом и становится новым «цветком» в «веночке». Игра продолжается. Звучит нежная музыка, «веночек» танцует.

Родитель — это тот же садовник

Труд родителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое — прохладную тень; одно любит берег ручья, другое — высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое — на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.

Воспитатель: Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Научиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Экологические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Именно в процессе экологической игры у ребенка активно происходитпсихическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.

Создание интереса к музыке является основой музыкального развития ребенка. Он вызывает положительные эмоции, что в свою очередь делает ребенка открытым для взаимодействия. Интерес активизирует личность, побуждает ее к деятельности, являясь основой ее творческих проявлений. Дети с удовольствием слушают музыку и эмоционально реагируют на нее. Но слушать ее они могут в течении непродолжительного времени, поэтому детям необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только таким образом они могут слушать одну и туже музыку, песню несколько раз или прослушать разные песенки.

Поскольку музыка — является одним из самых сложных искусств, ребенка надо постепенно вводить в мир музыки, помогать ему понять содержание музыкально-художественных образов, а значит дать возможность их пережить. Это можно сделать лишь при объединении усилий музыкального руководителя, воспитателей, семьи.

Воспитатель: Давайте, уважаемые родители станем сейчас немножечко детьми. Ведь в каждом из нас живет ребенок, и поздороваемся друг с другом, но не просто так поздороваемся, а в форме игры.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Здравствуйте, ладошки хлоп, хлоп, хлоп

Здравствуйте, сапожки: топ, топ, топ.

Здравствуйте, лягушки: ква, ква, ква.

Здравствуйте, кукушки: ку-ку, ку-ку, ку-ку.

Здравствуй, тонкий каблучок: цок, цок, цок.

И малышка светлячок: с-с-с-с-с-с

Здравствуй, поросёнок: хрю-хрю-хрю.

И маленький телёнок: му — му — му.

Здравствуй, шустрый ветерок,

Звонкий детский голосок: ля-ля-ля

В синем небе облака (глиссандо на звук «а»)

Громким детским голосам: У-Р-А!

Многие пособия являются многофункциональными, и использовать их можно

для закрепления представлений в разных образовательных областях.

Я предлагаю несколько игр, которые использую в своей работе. В эти игры дети могут играть как с родителями (законными представителями) т.е. с вами, так и самостоятельно.

Игра «Найди лишнее»

Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Воспитатель: Я называю 4 объекта природы, а вам нужно найти лишний объекти обосновать свой выбор.

  • заяц, ёж, шмель, лиса;
  • дождь, снег, облако, роса;
  • роза, одуванчик, тюльпан, лилия;
  • корова, волк, овца, кролик;
  • голубь, паук, скворец, сорока;
  • бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  • ель, берёза, яблоня, осина;
  • лиса, свинья, лось, кабан
  • кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  • лес, парк, роща, тайг

Игра «Вопрос — ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы, проявлятьнаходчивость, сообразительность.

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить

Вопросы:

  1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет — сигнал опасности)
  2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка — дневное животное, а жаба — ночное)
  3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина — рыбой? (Пингвин — птица, дельфин- — млекопитающее)
  4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)
  5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
  6. Кто пьёт ногой? (лягушка)
  7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)
  8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)
  9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)
  10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)
  11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)
  12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)
  13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)
  14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)
  15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)
  16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)
  17. Когда на деревьях появляются почки? (весной)

Что — то мы на наших местах засиделись. Ну — ка, давайте, выходите италант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками:

Встревоженного кота; грустного пингвина; восторженного кролика; разгневанного поросенка, намокшую ворону.

«Упрямая подушка».

Игра для создания психологического комфорта в группе, снимаем общеенапряжение, упрямство. Музыкальный материал — увертюра «Буря» П.И. Чайковского, «Ноктюрн Nº 20» Ф. Шопена.

Инструкция. Приготовьте «волшебную, упрямую подушку». Вы оказываетесь в игре-сказке: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки».

Предлагая вам бить кулаками в подушку изо всех сил, при этом приговаривайте: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (под музыку П.И. Чайковского). Когда движения взрослых станут медленнее, постепенноостановите игру. Попросите родителя послушать упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли? Что они делают?» Он прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке, — говорите вы. — Подушка стала доброй». После этого предложите полежать на ней и послушать музыку (ноктюрнФ. Шопена).

Упражнение «По тропинке».

Вы все знаете, что такое лес, и это замечательно, потому что вы всезакрываете глаза и мы идем в лес, на большую цветочную поляну. (Включаю звуки леса). Япрошу вас идти гуськом, друг за другом, потому что мы пойдем словно по леснойтропинке.

А по ней следует идти осторожно, след в след, чтобы не вытаптывать траву, цветы, которые растут по краям, ведь многие из них занесены в Красную книгуприроды. А теперь попадаем на кочки и идем большими шагами.

Оступиться с кочек нельзя, промочим в болоте ноги. Но вот, наконец, мы вышли на большую замечательную полянку, которая пестрит вашими любимыми цветами.

Теперь можно разойтись и встать в круг.

Давайте договоримся, что на нашей цветочной поляне мы не будем рвать цветы, а будем ими только любоваться. Поверните голову то в одну, то в другую сторону. Вот как много цветов вокруг нас!

Все они разных расцветок: одни — чистые белые, другие — красные яркие, третьи — синие, как небо. Улыбаемся цветам, радуемся им посмотрите на цветы сверху, видите их с высоты вашего роста? Но ведь еще можно посмотреть на них снизу, опустившись в траву.

Так, чтобы цветочные головки очутились на уровне вашего лица. Давайте все опустимся сначала на колени, а потом ляжем на траву.

Лягте на спину, раскинув руки в стороны и послушайте лесные звуки. (звуки леса в аудиозаписи). Вообразите, словно над вашим лицом наклонились ромашки и колокольчики. Вас окружает тепло, которое украшено вашими любимыми цветами.

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. (звучат звуки леса). Глазки закрываются, реснички опускаются, дышится легко, ровно, глубоко. А теперь откройте глазки.

Воспитатель: Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах.

Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ.

Воспитатель: И от грусти, и от скуки,

Могут вылечить нас всех,

Озорных мелодий звуки,

Песни, шутки, пляски, смех.

Звук может спрятаться не только в образе, но и в нашем настроении. Когда оно хорошее, мы представляем веселую, радостную мелодию, а если плохое — слышим грустную, печальную музыку.

Ну, а сейчас поиграем с инструментами, игра называется «День и ночь»

Воспитатель: Читает стих и показывает картинки с инструментами. Tom, у кого данный инструмент, начинает играть на своем инструменте.

Рано утром в темном небе

Вдруг раздался сильный гром: тарелки

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом: бубен

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве, в саду: маракасы.

С веток яблоки срывались,

Падали на землю- БУМ! барабан

А сороки от испуга

Растрещались по округе: трещетка

Гром ударил еще раз тарелки

И затихло все тот час

Лишь маленькие капельки

Стекали с крыш и капали: ксилафон

Вот тучи расступились

И солнышко взошло. арфа

От соловьиных трелей

Нам радостно, светло: колокольчик

Успокоилась природа,

Мы услышим новый звук:

За околицей, в лесу

Раздается дятла стук: ложки

На соседней улице

Тройка лошадей бежит: бубенцы

А над беленьким цветочком

Пролетая, жук жужжит: трещетка гориз.

Незаметно стало тише,

Солнце скрылось за горой.

Спят в кроватках ребятишки,

И ладошки под щёкой.

Воспитатель: Спомощью таких упражнений, дети совершенствуют различныенавыки: чувство ритма, владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Игра «Собери пословицы».

Цель игры: расширить знания о пословицах, обогащать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы.

Воспитатель: Уважаемые родители, вам предстоит составить пословицы из слов, лежащих в конвертах (каждой команде предлагаются по два конверта, в которыхлежат слова, из которых и нужно составить пословицу). Мороз не велик, да стоять не велит. Готовь сани летом, а телегу зимой. Лес рубят — щепки летят. Цыплят по осени считают.

Игра «Угадай, что в мешочке»

Задачи: Тренировать навык узнавания предмета на ощупь; повторить названия

фруктов и овощей; воспитывать терпение.

Воспитатель предлагает родителям по очереди опускать в мешочек руку, называть предмет, а затем доставать его. Кто ошибся, пропускает ход или выбывает.

И еще одна игра логопедическая: Открыли – закрыли

Экологическое воспитание помогает заложить основы развития личности, построенной на любви к природе. Ребёнок учится понимать окружающий мир, осознаёт себя частью природы, воспитывает уважительное отношение ко всему живому. Также формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Музыка помогает развивать эстетические чувства, музыкальность, образную речь. Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой-либо картине природы, времени года, позволяют мысленно увидеть лес, речку, цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.

Рефлексия

Большое счастье, когда человек любит свой труд и увлечён тем, что делает.

Оцените деятельность мастер-класса с помощью именного значка. (Участники помещают именной значок (фишку) на выбранный ими лепесток).

На лепестках: трудно, не интересно; легко и интересно; почувствовал радость;

интересно, но трудно; здорово; полезно и поучительно.

Результаты рефлексии

6 человек — «легко и интересно»;

3 человека — «здорово»;

5 человек — «почувствовал радость»;

3 человека — «почувствовал радость».

Воспитатель: — На этой теплой ноте мы заканчиваем наш мастер-класс. Надеемся, что вам понравился наши игры.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год