Мастер — класс на тему «Сохранение психологического здоровья воспитанников дошкольного возраста через использование экологических игр и музыкотерапии, для родителей» в средней группе |
Занятия по Экологии | |
Автор: Сафина Айсылу Ильдаровна Мустафина Луиза Расульовна Кислицына Наталья Николаевна | |
08.04.2025 15:09 | |
Цель:
Задачи:
Оборудование: дидактические пособия и игры по экологии, магнитная доска. Участники: педагоги, родители (законные представители) Предварительная работа
За несколько дней до мероприятия на информационном стенде в раздел объявления, нужно поместить объявление о проведении мастер-класса, чтобы родители (законные представители) могли заблаговременно спланировать свое время. Место проведения: групповая комната. Включить спокойную, негромкую музыку. Постараться создать дружественную обстановку, располагающую к общению. Стулья и столы расставить полукругом. Ход мастер — класса Воспитатель: — Здравствуйте дорогие гости, мы очень рады, что вы нашли время и посетили наш мастер-класс. Сегодня мы поговорим с вами об экологических играх, но перед тем, как мы начнем наш мастер — класс, я хочу с вами провести игру «Танцующий веночек». Воспитатель: «Давайте поделимся частичкой своей доброты. Первый участник берёт край ленты, называет свое имя и высказывает своё пожелание всем участникам мастер-класса. Следующий участник, берет ленту, становится рядом и становится новым «цветком» в «веночке». Игра продолжается. Звучит нежная музыка, «веночек» танцует. Родитель — это тот же садовник Труд родителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое — прохладную тень; одно любит берег ручья, другое — высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое — на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Воспитатель: Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Научиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Экологические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Именно в процессе экологической игры у ребенка активно происходитпсихическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь. Создание интереса к музыке является основой музыкального развития ребенка. Он вызывает положительные эмоции, что в свою очередь делает ребенка открытым для взаимодействия. Интерес активизирует личность, побуждает ее к деятельности, являясь основой ее творческих проявлений. Дети с удовольствием слушают музыку и эмоционально реагируют на нее. Но слушать ее они могут в течении непродолжительного времени, поэтому детям необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только таким образом они могут слушать одну и туже музыку, песню несколько раз или прослушать разные песенки. Поскольку музыка — является одним из самых сложных искусств, ребенка надо постепенно вводить в мир музыки, помогать ему понять содержание музыкально-художественных образов, а значит дать возможность их пережить. Это можно сделать лишь при объединении усилий музыкального руководителя, воспитателей, семьи. Воспитатель: Давайте, уважаемые родители станем сейчас немножечко детьми. Ведь в каждом из нас живет ребенок, и поздороваемся друг с другом, но не просто так поздороваемся, а в форме игры. КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ» Здравствуйте, ладошки хлоп, хлоп, хлоп Здравствуйте, сапожки: топ, топ, топ. Здравствуйте, лягушки: ква, ква, ква. Здравствуйте, кукушки: ку-ку, ку-ку, ку-ку. Здравствуй, тонкий каблучок: цок, цок, цок. И малышка светлячок: с-с-с-с-с-с Здравствуй, поросёнок: хрю-хрю-хрю. И маленький телёнок: му — му — му. Здравствуй, шустрый ветерок, Звонкий детский голосок: ля-ля-ля В синем небе облака (глиссандо на звук «а») Громким детским голосам: У-Р-А! Многие пособия являются многофункциональными, и использовать их можно для закрепления представлений в разных образовательных областях. Я предлагаю несколько игр, которые использую в своей работе. В эти игры дети могут играть как с родителями (законными представителями) т.е. с вами, так и самостоятельно. Игра «Найди лишнее» Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Воспитатель: Я называю 4 объекта природы, а вам нужно найти лишний объекти обосновать свой выбор.
Игра «Вопрос — ответ» Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы, проявлятьнаходчивость, сообразительность. Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить Вопросы:
Что — то мы на наших местах засиделись. Ну — ка, давайте, выходите италант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками: Встревоженного кота; грустного пингвина; восторженного кролика; разгневанного поросенка, намокшую ворону. «Упрямая подушка». Игра для создания психологического комфорта в группе, снимаем общеенапряжение, упрямство. Музыкальный материал — увертюра «Буря» П.И. Чайковского, «Ноктюрн Nº 20» Ф. Шопена. Инструкция. Приготовьте «волшебную, упрямую подушку». Вы оказываетесь в игре-сказке: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки». Предлагая вам бить кулаками в подушку изо всех сил, при этом приговаривайте: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (под музыку П.И. Чайковского). Когда движения взрослых станут медленнее, постепенноостановите игру. Попросите родителя послушать упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли? Что они делают?» Он прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке, — говорите вы. — Подушка стала доброй». После этого предложите полежать на ней и послушать музыку (ноктюрнФ. Шопена). Упражнение «По тропинке». Вы все знаете, что такое лес, и это замечательно, потому что вы всезакрываете глаза и мы идем в лес, на большую цветочную поляну. (Включаю звуки леса). Япрошу вас идти гуськом, друг за другом, потому что мы пойдем словно по леснойтропинке. А по ней следует идти осторожно, след в след, чтобы не вытаптывать траву, цветы, которые растут по краям, ведь многие из них занесены в Красную книгуприроды. А теперь попадаем на кочки и идем большими шагами. Оступиться с кочек нельзя, промочим в болоте ноги. Но вот, наконец, мы вышли на большую замечательную полянку, которая пестрит вашими любимыми цветами. Теперь можно разойтись и встать в круг. Давайте договоримся, что на нашей цветочной поляне мы не будем рвать цветы, а будем ими только любоваться. Поверните голову то в одну, то в другую сторону. Вот как много цветов вокруг нас! Все они разных расцветок: одни — чистые белые, другие — красные яркие, третьи — синие, как небо. Улыбаемся цветам, радуемся им посмотрите на цветы сверху, видите их с высоты вашего роста? Но ведь еще можно посмотреть на них снизу, опустившись в траву. Так, чтобы цветочные головки очутились на уровне вашего лица. Давайте все опустимся сначала на колени, а потом ляжем на траву. Лягте на спину, раскинув руки в стороны и послушайте лесные звуки. (звуки леса в аудиозаписи). Вообразите, словно над вашим лицом наклонились ромашки и колокольчики. Вас окружает тепло, которое украшено вашими любимыми цветами. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. (звучат звуки леса). Глазки закрываются, реснички опускаются, дышится легко, ровно, глубоко. А теперь откройте глазки. Воспитатель: Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах. Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ. Воспитатель: И от грусти, и от скуки, Могут вылечить нас всех, Озорных мелодий звуки, Песни, шутки, пляски, смех. Звук может спрятаться не только в образе, но и в нашем настроении. Когда оно хорошее, мы представляем веселую, радостную мелодию, а если плохое — слышим грустную, печальную музыку. Ну, а сейчас поиграем с инструментами, игра называется «День и ночь» Воспитатель: Читает стих и показывает картинки с инструментами. Tom, у кого данный инструмент, начинает играть на своем инструменте. Рано утром в темном небе Вдруг раздался сильный гром: тарелки Капли стукали по крыше Отчего запел весь дом: бубен Тут поднялся сильный ветер, Зашумел в листве, в саду: маракасы. С веток яблоки срывались, Падали на землю- БУМ! барабан А сороки от испуга Растрещались по округе: трещетка Гром ударил еще раз тарелки И затихло все тот час Лишь маленькие капельки Стекали с крыш и капали: ксилафон Вот тучи расступились И солнышко взошло. арфа От соловьиных трелей Нам радостно, светло: колокольчик Успокоилась природа, Мы услышим новый звук: За околицей, в лесу Раздается дятла стук: ложки На соседней улице Тройка лошадей бежит: бубенцы А над беленьким цветочком Пролетая, жук жужжит: трещетка гориз. Незаметно стало тише, Солнце скрылось за горой. Спят в кроватках ребятишки, И ладошки под щёкой. Воспитатель: Спомощью таких упражнений, дети совершенствуют различныенавыки: чувство ритма, владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Игра «Собери пословицы». Цель игры: расширить знания о пословицах, обогащать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы. Воспитатель: Уважаемые родители, вам предстоит составить пословицы из слов, лежащих в конвертах (каждой команде предлагаются по два конверта, в которыхлежат слова, из которых и нужно составить пословицу). Мороз не велик, да стоять не велит. Готовь сани летом, а телегу зимой. Лес рубят — щепки летят. Цыплят по осени считают. Игра «Угадай, что в мешочке» Задачи: Тренировать навык узнавания предмета на ощупь; повторить названия фруктов и овощей; воспитывать терпение. Воспитатель предлагает родителям по очереди опускать в мешочек руку, называть предмет, а затем доставать его. Кто ошибся, пропускает ход или выбывает. И еще одна игра логопедическая: Открыли – закрыли Экологическое воспитание помогает заложить основы развития личности, построенной на любви к природе. Ребёнок учится понимать окружающий мир, осознаёт себя частью природы, воспитывает уважительное отношение ко всему живому. Также формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Музыка помогает развивать эстетические чувства, музыкальность, образную речь. Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой-либо картине природы, времени года, позволяют мысленно увидеть лес, речку, цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли. Рефлексия Большое счастье, когда человек любит свой труд и увлечён тем, что делает. Оцените деятельность мастер-класса с помощью именного значка. (Участники помещают именной значок (фишку) на выбранный ими лепесток). На лепестках: трудно, не интересно; легко и интересно; почувствовал радость; интересно, но трудно; здорово; полезно и поучительно. Результаты рефлексии 6 человек — «легко и интересно»; 3 человека — «здорово»; 5 человек — «почувствовал радость»; 3 человека — «почувствовал радость». Воспитатель: — На этой теплой ноте мы заканчиваем наш мастер-класс. Надеемся, что вам понравился наши игры.
|