Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия по Экологии
Автор: Дрягалина Галина Константиновна Ивкина Ирина Александровна Земелева Лариса Петровна   
18.01.2023 14:47

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дрягалина Г.К., Ивкина И.А., Земелева Л.П. МАОУ детский сад №79 «Гусельки» г.о. Тольятти, Самарская область, Россия

В концепции дошкольного воспитания (1989) провозглашается, что фундаментальной посылкой воспитания и обучения детей является забота общество об их здоровье. Между тем в многочисленных публикациях последних лет отмечается прогрессивное снижения уровня здоровья населения, и в первую очередь наиболее социально и биологически уязвимых его групп, к которым относятся и дети. Следовательно, задачи оздоровительного направления в системе дошкольного воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми.

Современные требования общественной жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение учебных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, неизбежно. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.

 

Один из путей для решения проблем мы видим в обосновании методики занятий интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной активности. Мы разработали методику проведения занятий по физической культуре, предусматривающую сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности.

Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личной культуры, её базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Формирование основ экологической культуры в условиях детского сада может осуществляться в различных формах: — наблюдения за природными явлениями, — в процессе ухода за растениями, — специально организованные игровые обучающие ситуации, — целевые экскурсии, праздники и др.

Особое место занимает образовательная деятельность интегративного типа, предусматривающая сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, познавательно — исследовательской, игровой. Нами предпринята попытка показать возможность осуществления экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе непосредственно – образовательной деятельности по физической культуре. Особенностями разработанной методики, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста, является следующее:

  1. Предусматривается проведения одной из трех образовательной деятельности по физической культуре в форме – прогулки по экологической тропе здоровья в естественных условиях природной среды. Маршрут экологической тропы определяется заранее (направление, продолжительность) и остается неизменным. Это позволяет на протяжении месяца фиксировать природные изменения, которые происходят в течении одной недели. При подготовке маршрута необходимо отметить на карте-схеме места наблюдения тех или иных природных объектов. До начала образовательной деятельности – прогулки по экологической тропе здоровья необходимо познакомить детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры.
  2. Содержание подобных образовательных деятельностей интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровней физической подготовленности детей. А так же временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе образовательной деятельности дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонным изменениями.
  3. Подбор упражнений определяется темой непосредственно – образовательной деятельности и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений.
  4. Сочетание двигательной активности с формированием экологических знаний может быть различным:

а) наблюдения за природными явлениями могут проводиться в начале деятельности в сочетании с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки;

б) физические упражнения могут предшествовать наблюдениями, проводимым в конце деятельности при возвращении по тропе здоровья в детский сад;

в) в начале деятельности могут применяться физические упражнения (например, дозированная ходьба в сочетании с бегом по тропе здоровья), затем проводятся природоведческие наблюдения, которые заканчиваются подобранными в соответствии с темой упражнениями и подвижными играми, и наконец, все завершается либо дозированным бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в свободном темпе.

5. Формирование первоначальных знаний о природе должно проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей (например, можно использовать персонаж кукольного театра – (Лесовичка, Снеговика, Веснянки и т.д.), который проводит с детьми экскурсию по «своим владениям»).

6. Так как подобная деятельность является интегративной, ее продолжительность несколько больше, чем в обычной образовательной деятельности по физической культуре, и составляет около 40-45 минут. Однако, поскольку в них сочетаются различные виды деятельности (двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая), это не вызывает переутомления у детей. При обеспечении определенных педагогических условий и использовании специальных организационно-методических приёмов (соответствующих теме и содержанию образовательной деятельности загадок, пословиц и поговорок, стихов, песен и т.п.) могут быть успешно решены задачи всех четырех направлений воспитания и развития детей: физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личностного. Важно подчеркнуть, что образовательные и воспитательные задачи решаются на фоне высокого уровня двигательной активности.

В процессе педагогических наблюдений воспитатель оценивает уровень экологической воспитанности детей и в соответствии с этим, корректирует содержание деятельности. День здоровья экологической направленности завершает каждый из четырех сезонных комплексов интегративных образовательных деятельностей – прогулок по экологической тропе здоровья. В его содержание включаются специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры. Оздоровительная направленность предложенной методики обусловлена:

  • возможностью выбора экологически благоприятных условий проведения интегративных образовательных деятельностей и дней здоровья
  • воздействием различных постоянно изменяющихся метеорологических факторов, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма
  • обеспечением тренирующего эффекта непосредственно образовательных деятельностей и рекомендуемого уровня двигательной активности. Образовательная направленность заключается в формировании элементарных знаний экологического характера, являющихся исходным условием осознанно-правильного отношения дошкольников к природе; в совершенствовании у детей двигательных умений и навыков, а также в развитии двигательных и познавательных способностей. Воспитательная направленность состоит в приобщении ребенка к широкому кругу общечеловеческих ценностей познания, преобразования (природной среды и собственно себя), переживания (эстетического характера, возникающих при непосредственном восприятии природных явлений и объектов), а также в формировании интереса к систематическим образовательным деятельностям физическими упражнениями.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей дошкольного учреждения. М., 2005.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М., 2009.
  3. Основы дошкольной педагогике / под редакцией А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М., 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год