Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия по Экологии
Автор: Дрягалина Галина Константиновна Ивкина Ирина Александровна Земелева Лариса Петровна   
18.01.2023 14:47

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дрягалина Г.К., Ивкина И.А., Земелева Л.П. МАОУ детский сад №79 «Гусельки» г.о. Тольятти, Самарская область, Россия

В концепции дошкольного воспитания (1989) провозглашается, что фундаментальной посылкой воспитания и обучения детей является забота общество об их здоровье. Между тем в многочисленных публикациях последних лет отмечается прогрессивное снижения уровня здоровья населения, и в первую очередь наиболее социально и биологически уязвимых его групп, к которым относятся и дети. Следовательно, задачи оздоровительного направления в системе дошкольного воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми.

Современные требования общественной жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение учебных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, неизбежно. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.

 

Один из путей для решения проблем мы видим в обосновании методики занятий интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной активности. Мы разработали методику проведения занятий по физической культуре, предусматривающую сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности.

Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личной культуры, её базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Формирование основ экологической культуры в условиях детского сада может осуществляться в различных формах: — наблюдения за природными явлениями, — в процессе ухода за растениями, — специально организованные игровые обучающие ситуации, — целевые экскурсии, праздники и др.

Особое место занимает образовательная деятельность интегративного типа, предусматривающая сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, познавательно — исследовательской, игровой. Нами предпринята попытка показать возможность осуществления экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе непосредственно – образовательной деятельности по физической культуре. Особенностями разработанной методики, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста, является следующее:

  1. Предусматривается проведения одной из трех образовательной деятельности по физической культуре в форме – прогулки по экологической тропе здоровья в естественных условиях природной среды. Маршрут экологической тропы определяется заранее (направление, продолжительность) и остается неизменным. Это позволяет на протяжении месяца фиксировать природные изменения, которые происходят в течении одной недели. При подготовке маршрута необходимо отметить на карте-схеме места наблюдения тех или иных природных объектов. До начала образовательной деятельности – прогулки по экологической тропе здоровья необходимо познакомить детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры.
  2. Содержание подобных образовательных деятельностей интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровней физической подготовленности детей. А так же временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе образовательной деятельности дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонным изменениями.
  3. Подбор упражнений определяется темой непосредственно – образовательной деятельности и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений.
  4. Сочетание двигательной активности с формированием экологических знаний может быть различным:

а) наблюдения за природными явлениями могут проводиться в начале деятельности в сочетании с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки;

б) физические упражнения могут предшествовать наблюдениями, проводимым в конце деятельности при возвращении по тропе здоровья в детский сад;

в) в начале деятельности могут применяться физические упражнения (например, дозированная ходьба в сочетании с бегом по тропе здоровья), затем проводятся природоведческие наблюдения, которые заканчиваются подобранными в соответствии с темой упражнениями и подвижными играми, и наконец, все завершается либо дозированным бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в свободном темпе.

5. Формирование первоначальных знаний о природе должно проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей (например, можно использовать персонаж кукольного театра – (Лесовичка, Снеговика, Веснянки и т.д.), который проводит с детьми экскурсию по «своим владениям»).

6. Так как подобная деятельность является интегративной, ее продолжительность несколько больше, чем в обычной образовательной деятельности по физической культуре, и составляет около 40-45 минут. Однако, поскольку в них сочетаются различные виды деятельности (двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая), это не вызывает переутомления у детей. При обеспечении определенных педагогических условий и использовании специальных организационно-методических приёмов (соответствующих теме и содержанию образовательной деятельности загадок, пословиц и поговорок, стихов, песен и т.п.) могут быть успешно решены задачи всех четырех направлений воспитания и развития детей: физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личностного. Важно подчеркнуть, что образовательные и воспитательные задачи решаются на фоне высокого уровня двигательной активности.

В процессе педагогических наблюдений воспитатель оценивает уровень экологической воспитанности детей и в соответствии с этим, корректирует содержание деятельности. День здоровья экологической направленности завершает каждый из четырех сезонных комплексов интегративных образовательных деятельностей – прогулок по экологической тропе здоровья. В его содержание включаются специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры. Оздоровительная направленность предложенной методики обусловлена:

  • возможностью выбора экологически благоприятных условий проведения интегративных образовательных деятельностей и дней здоровья
  • воздействием различных постоянно изменяющихся метеорологических факторов, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма
  • обеспечением тренирующего эффекта непосредственно образовательных деятельностей и рекомендуемого уровня двигательной активности. Образовательная направленность заключается в формировании элементарных знаний экологического характера, являющихся исходным условием осознанно-правильного отношения дошкольников к природе; в совершенствовании у детей двигательных умений и навыков, а также в развитии двигательных и познавательных способностей. Воспитательная направленность состоит в приобщении ребенка к широкому кругу общечеловеческих ценностей познания, преобразования (природной среды и собственно себя), переживания (эстетического характера, возникающих при непосредственном восприятии природных явлений и объектов), а также в формировании интереса к систематическим образовательным деятельностям физическими упражнениями.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей дошкольного учреждения. М., 2005.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М., 2009.
  3. Основы дошкольной педагогике / под редакцией А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М., 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год