«Использование проектных технологий в организации экологического воспитания дошкольников» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Макаренко Анастасия Геннадьевна | |||
19.12.2022 09:15 | |||
«Использование проектных технологий в организации экологического воспитания дошкольников» Макаренко Анастасия Геннадьевна воспитатель МБДОУ д/с № 40 станица Роговская Тимашевский район Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается са-мостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными пред-ставлениями из области живой природы, естествознания».
Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания в детском саду. Наша задача не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В ФГОС ДО большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности ребенка – дошкольника. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Участие в проектах помогает детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками образовательного процесса. У ребят появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Экологические проекты мы разрабатываем на основе интегрированного подхода. В ходе работы над проектом с детьми ведем наблюдения, экспериментируем, рисуем, лепим, играем, знакомимся с литературными произведениями, сочиняем свои сказки и рассказы, на музыкальных занятиях слушаем музыку. Проектная деятельность в нашем детском саду это часть образовательного процесса. Были успешно реализованы такие проекты как: «Поможем пернатым перезимовать», «В гостях у Лесовичка», «Осенние листочки», «Красная книга», «От зернышка до каравая», «Юные защитники природы», «Волшебная аптека», «Эколята – дошколята», «Есть у нас огород, там зеленый лук растет», «Мир деревьев», «Берегите первоцветы», «Что мы знаем о воде», «Голубая капелька» и др. Хочу подробнее остановиться на долгосрочном социально-экологическом проекте «Птицы — наши друзья». Начинался он с того, что дети получили письмо от птиц с просьбой о помощи. Проблема проекта — с наступлением холодов становится меньше корма и нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. Дошкольники решили помочь птицам перезимовать. А именно, нужно своевременно развесить кормушки. Вместе с родителями дети принялись за дело. Мы организовали настоящие «столовые» для наших пернатых друзей. Фантазии родителей и детей превзошли самих себя. Каких только кормушек не появилось на территории детского сада. Кормушки были разнообразными: кормушка «Автобус», «Кафе», «Конфетка», «Корзинка» и др. Во время проекта дети узнали, какой корм едят разные птицы, а что не следует предлагать пернатым. Они приносили семечки, пшено, сало, чтобы помочь зимующим птицам, дежурили в «столовой» — поправляли кормушки и насыпали корм. Гуляя на прогулке, мы с детьми наблюдали за появлением птиц на нашем участке, за их поведением. Познакомились с приметами: если синичка с утра начинает пищать — ночью бывает мороз; ворона ходит по дороге — к теплу. В ходе реализации проекта была организована выставка рисунков, фотосессия со своей поделкой. Дети с удовольствием рассказывали, как они мастерили свои кормушки. В группе появился альбом со словотворчеством детей. С интересом читали произведения детской художественной литературы, заучивали стихотворения и песни о птицах. Рассматривали серию иллюстраций и составили по ним рассказ «Как дети спасли птичку». Во время прогулки играли в подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Птички в домике», «Совушка — сова», «Скачет, скачет воробей». Природный уголок группы пополнился альбомами «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Птицы на территории нашего сада», «Красная книга Кубани». В итоге работы над проектом дети показали высокий уровень развития познавательной деятельности, практических навыков помощи птицам, приобрели потребность в общении с представителями мира птиц, в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему. С желанием участвуют в экологических акциях. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. В ходе реализации проекта у детей формировались навыки опытно – экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество. Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями птиц, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекли родителей к образовательному процессу в детском саду. Необходимо помнить, что приступая к работе по любому проекту, важно заинтересовать ребенка проблемой. От этого во многом зависит успех проектного метода. Технология проектирования становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь этот опыт развивает в нем уверенность в себе, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляя тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту, и обязательно привлекать к работе родителей. Работа по проектам в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате, работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее.
|