Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка».
Занятия по Экологии
Автор: Убиенных Евгения Евгеньевна   
11.10.2022 17:20

«Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка».«Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка».

Убиенных Евгения Евгеньевна воспитатель, МБДОУ № 46, г. Томск

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальной. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого детства. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь.

 

Дошкольное детство- начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания, является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Основной целью является воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Задачи сводятся к следующему:

1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относится к растениям и животным. 2. Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и не живой природы.

3. Информировать дошкольника об экологической ситуации в городе, крае, мире и о влиянии её на здоровье людей. Исходя из опыта работы наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируется не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях, не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Изучение материала, составляется с учетом возрастных особенностей детей. По принципу «от простого к сложному»; с развивающим компонентом; основываясь на принципе повторяемости.

Формы и методы работы: экскурсии; наблюдения; рассматривание картин; занятия-беседы, познавательно — эвристического характера. Разнообразные сюжетно – ролевые; дидактические и развивающие игры; игровые упражнения; эксперименты и опыты; экологические тесты и задачи; видео, аудиозаписи и т. д.

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение видеть, делать выводы и обобщения. Большую ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки). Наблюдения дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные «почему» и зачем».

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей природной среды:

  1. Познавательному развитию ребенка.
  2. Эколого – эстетическому развитию.
  3. Оздоровлению ребенка.
  4. Формированию нравственных качеств ребенка.
  5. Формированию экологически грамотного поведения.
  6. Развитию сенсорных, творческих, умственных способностей.
  7. Экологизация различных видов деятельности ребенка.

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Необходимо знакомить детей с природой нашего края.

В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке надо учить детей видеть прекрасное, показывать, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака., наблюдать за животными птицами, насекомыми в естественных условиях. Впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации, сами составляют рассказы и придумывают сказки.

Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Необходимо знакомить детей с природой нашего края.

Таким образом, формирование экологической культуры целесообразно начинать с раннего детства. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное отношение к окружающему миру. Экологическая культура тесно связана с особой организацией педагогического процесса, включающего различные формы взаимодействия ребенка с миром природы в естественной и специально созданной среде, основанного на нравственно положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях.

Литература:

  • С. Н.Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004.
  • З. Ф. Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — (Библиотека воспитателя).
  • В. А. Зебзеева Теория и методика экологического воспитания детей. 2009. Аксенова П. В заповедном лесу: Экологическое воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание. -2009. Детский сад – эталон экологической культуры//Вестник экологического образования в России. – 2004.
  • Г. Иванова Об организации работы по экологическому воспитанию// Дошкольное воспитание. – 2004.
  • Е. Н. Пискунова Воспитание экологической культуры в ДОУ/
  • Е. Н. Пискунова, И. В. Самсоненко. Молодой ученый. – 2017.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год