«Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Убиенных Евгения Евгеньевна | |||
11.10.2022 17:20 | |||
«Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка». Убиенных Евгения Евгеньевна воспитатель, МБДОУ № 46, г. Томск Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальной. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого детства. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь.
Дошкольное детство- начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания, является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Основной целью является воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Задачи сводятся к следующему: 1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относится к растениям и животным. 2. Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и не живой природы. 3. Информировать дошкольника об экологической ситуации в городе, крае, мире и о влиянии её на здоровье людей. Исходя из опыта работы наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируется не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях, не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Изучение материала, составляется с учетом возрастных особенностей детей. По принципу «от простого к сложному»; с развивающим компонентом; основываясь на принципе повторяемости. Формы и методы работы: экскурсии; наблюдения; рассматривание картин; занятия-беседы, познавательно — эвристического характера. Разнообразные сюжетно – ролевые; дидактические и развивающие игры; игровые упражнения; эксперименты и опыты; экологические тесты и задачи; видео, аудиозаписи и т. д. Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение видеть, делать выводы и обобщения. Большую ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки). Наблюдения дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные «почему» и зачем». Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей природной среды:
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Необходимо знакомить детей с природой нашего края. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке надо учить детей видеть прекрасное, показывать, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака., наблюдать за животными птицами, насекомыми в естественных условиях. Впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации, сами составляют рассказы и придумывают сказки. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Необходимо знакомить детей с природой нашего края. Таким образом, формирование экологической культуры целесообразно начинать с раннего детства. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное отношение к окружающему миру. Экологическая культура тесно связана с особой организацией педагогического процесса, включающего различные формы взаимодействия ребенка с миром природы в естественной и специально созданной среде, основанного на нравственно положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях. Литература:
|