Рамки – определители как средство формирования экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Янзунова Мария Владимировна Еремеева Юлия Николаевна | |||
23.08.2022 22:14 | |||
Рамки – определители как средство формирования экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста В современном мире вопросы экологического воспитания особенно значимы и являются одними из наиболее актуальных. Формирование начал экологической культуры начинается в период дошкольного детства, когда происходит становление личности человека, поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать детей происходящим в живой природе, воспитать любовь и уважение к ней, научиться беречь окружающую действительность. Одним из эффективных средств в экологическом образовании дошкольников является использование средств наглядности. В дошкольном возрасте у детей преобладает образное мышление, поэтому формирование экологических представлений о природе проходит наиболее успешно, если педагог в своей работе использует разнообразные форм наглядности. Картины и раздаточные картинки, презентации, видеофильмы способствуют более качественному усвоению рассказа воспитателя, понять его объяснения, чтение познавательной литературы сделать наиболее образным, показать ребенку то, что определяет слово, если на данный момент оно недоступно для наблюдения. В настоящее время приобретает популярность при развитии представлений от живых объектах использование такого средства наглядности, как рамки – определители. Процесс работы с рамками – определителями в настоящее время состоит в том, что применение данного наглядного пособия облегчает процесс запоминания материала, а так же способствует умению выделить главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. Такое наглядное пособие как рамки – определители, выполняя функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития представлений об изучаемом объекте. В дошкольном образовании дети всегда не могут сами определять растения и читать названия, поэтому некоторые педагоги, трансформировали атлас-определитель, добавив рамку, и получилось новое оборудование – рамка-определитель. Рамка является графическим изображением прямоугольника, внутри которого помещен какой-нибудь текст или рисунок. В случае с рамкой-определителем, рамка находится внутри, как окошко для определения необходимого предмета. Рамка-определитель – это модель, на которой изображены объекты или явления из одной родовой группы для классификации биологических объектов. Тема данной рамки может быть разнообразна, и выбрана педагогом, в зависимости от предлагаемого материала детям. Это могут быть насекомые, домашние животные, птицы, растения луга, их соцветия, облака, осадки. Все картинки из классифицируемой группы должны быть подписаны, на обратной стороне рамки, по желанию воспитателя, можно добавить определенную информацию об объекте. Рамка- определитель состоит из прямоугольного листа плотной бумаги, на которой в середине сделано окошко. При наблюдении нужно выбрать необходимый объект, направить на окошко, отыскать нужную картинку и определить его название. Если есть читающие дети, то можно, чтобы название они прочитали самостоятельно. Рамки-определители являются наиболее простым и увлекательным способом заняться наблюдением и исследованием окружающего мира. При помощи данных моделей можно организовать различные виды ориентированной деятельности детей. Педагог может использовать наглядно пособие, как на ООД по экологическому образованию, так и в совместной деятельности с детьми, или запланировать и в самостоятельной детской деятельности. Данное наглядное пособие выполняет следующие функции: помогает узнавать, закреплять и уточнять представления детей о природном объекте или явлении, которое они получили в ходе непосредственного его восприятия. Так же с его помощью можно сформировать знания о таких объектах природы, которые невозможно наблюдать в данный момент или в данной местности (некоторые фрукты, птиц, ракушки, соцветия и т.п.). Также благодаря рамкам-определителям можно успешно обобщить и систематизировать родовые и видовые понятия у дошкольников, устанавливать взаимосвязи. Использовать рамки- определители можно в любой возрастной группе детского сада, в любой виде детской деятельности (на прогулке, опытно-исследовательской деятельности, рассматривании объектов, игровой деятельности). При использовании рамок – определителей необходимо придерживаться ряда требований, которые помогут детям более эффективно усваивать знания об объекте:
Для того чтобы использовать рамки-определители в работе необходимо познакомить детей с данным оборудованием: это может быть как частью занятия, так и в ходе совместной деятельности воспитателя и детей в режимных моментах. Можно предложить следующие варианты знакомства детей с рамкой-определителем, где изучаемые объекты птицы: Во второй половине дня, воспитатель может внести рамку-определитель и попросить детей подойти к нему, затем посмотреть на оборудование и внимательно изучить со всех сторон. После того как дети самостоятельно изучат и познакомятся с рамкой-определителем можно задавать вопросы: «Ребята, посмотрите, какое интересное оборудование появилось у нас в группе. Какой оно формы? Что вы видите на нем? Сколько картинок? (Ответы детей). Что изображено на картинках? (Птицы). Как вы думаете, для чего нужно окошко? Для чего это оборудование нужно? Как мы можем назвать его? (Предположения детей). Где мы можем его использовать? (На прогулках). Это оборудование называется рамка-определитель, и оно поможет нам узнать многое о птицах. А завтра я вам расскажу и покажу, как мы с вами будем его использовать. На следующий день на прогулке воспитатель берет с собой рамка-определитель и показывает детям, как ею нужно пользоваться: необходимо выбрать птицу, например на кормушке, направить в окошко, а затем отыскать нужную картинку на рамке-определителе и определить ее название. Затем воспитатель читает ту информацию, которая находится на обратной стороне». Приведем пример наблюдения за воробьем с использованием рамки-определителя на прогулке зимой. На прогулку необходимо взять рамку-определитель «Зимующие птицы», дети ранее уже знакомы с оборудованием. Цель – закрепить представления о воробье, его строении; способствовать развитию у детей наблюдательности при работе с рамками-определителями. «Воспитатель: Посмотрите внимательно на кормушку, какую птицу вы видите? Что для этого нам нужно сделать? Ответы детей (необходимо направить рамку-определитель на кормушку, выбрать птицу и найти ее на иллюстрациях). Кто хочет сегодня определить какая птица в рамке-определителе? По желанию ребенок берет рамку-определитель, направляет на кормушку и все остальные начинают определять какая птица? Воспитатель задает вопросы: Какого птица цвета? Как она выглядит? Много ли таких птиц на кормушке? Предлагает детям прочитать, что это за птица. В результате дети делают вывод, что на кормушке птица – воробей, это зимующая птица, коричневого цвета. У воробья маленькое туловище светло-коричневого цвета, а остальные части тела (клюв, ноги, крылья, хвост) – темно-коричневые с черными перышками. После того как будет определена птица, детям зачитывается информация о воробье, находящаяся на оборотной стороне рамки-определителя. В конце прогулки, можно еще раз пройти мимо кормушки и вспомнить какая птица была определена, закрепить ее название, подобрать слова – определения (маленький, взъерошенный, коричневый)» Таким образом, рассмотрев значимость применения наглядных пособий, можно сделать вывод, что наглядность играет немаловажную роль в формировании экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря использованию рамок0определителей дети приобретают практические и исследовательские навыки, а так же необходимые знания об исследуемых природных объектах.
|