Экологический проект «Лаборатория неживой природы» (ранний возраст)
Руководитель проекта: воспитатель высшей кв. категории Григорян Т.Г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 9 «Золотой ключик» г. Николаевска – на – Амуре Хабаровского края
Цель проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта:
Скачать презентацию
Образовательные:
- расширение представлений о свойствах и качествах объектов неживой природы;
Развивающие:
- совершенствование мелкой моторики и координации движений;
- развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
- развитие внимания и памяти;
- развитие речевых способностей.
Воспитательные:
- создание положительной мотивации к экспериментированию;
- создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований;
- воспитание усидчивости и аккуратности;
- развитие умения следовать поручениям взрослого.
Проблема: как познакомить детей с неживой природой?
Приоритетные направления проекта:
- познавательное
- эколого-оздоровительное
- художественно – эстетическое направление
Ресурсы проекта
- Информационно-техническое: компьютер, ноутбук.
- Информационное обеспечение:
- интернет;
- тематические книги;
- альбомы для раскрашивания;
- наглядные и раздаточные материалы;
- видеоносители информации;
- настольные игры.
Ожидаемые результаты проекта
- 100% охват воспитанников, посещающих группу.
- Создание условий для организации и проведения совместной деятельности по развитию любознательности, стремления устанавливать простые взаимосвязи в практической экспериментирований деятельности с объектом не живой природы.
- Обогащение развивающей среды группы продуктами проекта.
Акутальность:
В раннем возрасте дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты. Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашего ДОУ
Тип проекта практико-экспериментальный.
Участники проекта: дети раннего возраста (2-3 года, воспитатели группы, родители)
Срок реализации проекта: сентябрь 2021 — май 2022уч. год (долгосрочный)
Виды деятельности экологического воспитания детей:
- Образовательная деятельность.
- Наблюдения.
- Опыты.
- Экспериментирования с водой, со снегом, крупами…
- Игры.
- Труд.
- Художественно-эстетическая практика.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
- Подбор методической литературы.
- Составление плана проектной деятельности.
- Определение цели и задач проекта.
- Разработка комплексно — тематического плана работы.
- Создание условий для организации работы в «Лаборатории неживой природы».
- Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Основной этап
- Пополнение в группе уголка опытно-экспериментальной деятельности.
- Составление и реализация плана работы с детьми по изучению неживой природы в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
- Изготовление дидактических игр в центр опытно-экспериментальной деятельности.
Заключительный этап
- Анкетирование среди родителей «Экспериментируем дома»
- Оформление буклета «Лаборатория неживой природы».
- Разработка и проведение НОД по теме: «Волшебница вода»
- Распространение опыта работы среди коллег детского сада — мультимедийная презентация проекта на педагогическом совете.
Проектная деятельность с детьми
Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности
- Опыты с водой. «Перелиание воды». Цель: развитие координации движений, получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка.
Выводы:
При экспериментировании ребенок не просто усваивает знания, которые дает взрослый, он активно привносит в этот процесс собственный опыт, дома вновь и вновь возвращается к самостоятельным исследованиям.
Литература, Интернет-ресурсы.
- Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 г.
- Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
- Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
- Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
- Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. Филиппенко. А.- Волгоград: Учитель, 2011 г.
|