Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль экологического воспитания в жизни детей среднего дошкольного возраста»
Занятия по Экологии
Автор: Слепова Анна Вячеславовна   
11.06.2022 09:36

«Роль экологического воспитания в жизни детей среднего дошкольного возраста»«Роль экологического воспитания в жизни детей среднего дошкольного возраста»

2021-2022 учебный год

Введение

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране — одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Актуальность выбранной темы

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

 

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Цели:

  • повышение педагогического уровня
  • формирование положительного отношения к природе
  • формирование экологических знаний у детей
  • побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами
  • развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

Задачи:

  • Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей
  • Осуществление систематической работы с детьми
  • Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  • Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  • Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам
  • Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.

Выход темы:

  • консультации для родителей: "Природа глазами ребенка"
  • консультация для педагогов
  • картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей

Формы и методы работы с родителями и детьми:

  • Родители:
  • сотрудничество через консультации
  • беседы
  • совместное изготовление дидактического материала
  • Дети

Формы

  • наблюдения
  • НОД
  • труд в природе
  • эксперименты и опыты
  • дидактические игры
  • развлечение «В гостях у лесовичка»; праздник Осени.

Наглядные методы:

  • целевые прогулки
  • наблюдения
  • показа сказок (педагогом, детьми)
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций
  • проведение дидактических игр

Словесные методы:

  • чтение литературных произведений
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, дидактических, игр — драматизаций и др.)
  • загадывание загадок
  • развлечение, праздник Осени.

Практические методы

  • организация продуктивной деятельности детей
  • оформление гербария растений, плодов
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

Работу по данному направлению я начинаю с того, что изучу педагогическую литературу, проанализирую исследования учёных по экологическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

  • 1 этап- информационно-аналитический и методическая работа.
  • 2 этап- проектировочный.
  • 3 этап- творческий.

Название блока

период

Работа с детьми

Работа с родителями

«Растительный мир»

Сентябрь-октябрь

-Рассматривание иллюстраций, альбомов растительного мира.

- Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали».

- Рассказ по картине Левитан «Березовая роща» (описание берёзы).

-Чтение художественной литературы: “О чем рассказывает гербарий” (В. Ветлина), “Осенний ковер” (Б. Трофимов).

- Загадывание загадок о грибах и ягод, о деревьях.

- Д/И «От какого дерева листок»; «Что в моей корзинке».

- Слушание мелодий «Звуки леса». Развлечение «Праздник Осени», «В гостях у лесовичка».

Итоговый продукт: «Корзинка витаминов» (коллективная работа).

Изготовление гербария.

Наблюдение совместно с детьми за уборкой урожая.

Выставка поделок с использованием природного материала «Осенняя фантазия».

Предоставить фотографии детей «Я в мире природы».

«Животный мир»

Ноябрь-декабрь

- Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы».

 - Рассматривание картины: «Скотный двор», «Кошка с котятами», «Звери в зимнем лесу».

- Чтение художественная и познавательная литература: “Ждут помощников” (Н. Павлова); “Разграбленный склад” (А. Рыжов); сказка «Как собака друга искала».

- Загадывание загадок о животных.

- Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Пищевые цепочки»; «Кто, где живёт», «Кто что ест».

- Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует».

- Игра-имитация «Звериная зарядка».

- Подвижная игра: «У медведя во бору».

- Настольный театр «Маша и медведь».

- Оригами-животные.

- Итоговый продукт: «Звери в лесу» (коллективная работа).


Подготовка консультации для родителей «Забота о животных».

Практическая помощь родителей в пополнении фотографий «Мой питомец».

«Мир птиц»

Январь-март

- Наблюдение за птицами на участке, подкормка птиц.

- Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

- Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»;  «Зачем помогать птицам зимой»; «Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?»; 

- Чтение художественной литературы: “Птицы и листья” (М.Пришвин); “В полет” (Н.Сладков). Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой». И. Вотяков «Тайна лесной тропинки». Г. Скребицкий «Покормите птиц».

- Загадывание загадок о птицах.

Слушание аудиозаписи: «Пение птиц».

- Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв», «Собери картинку».

- Подвижная игра: «Птицы и лиса»

- Рисование «Птицы на кормушке».

- Итоговый продукт: Коллаж «Птицы бывают разные» (коллективная работа).

Изготовление птичьей столовой.

Консультация «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой».

Практическая помощь родителей в пополнении фотографий «Забота о птицах».

«Комнатные растения»

Апрель - май

- Беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?»; «Что ты сделал доброе для природы».

- Наблюдение за комнатными растениями, уход за ними. Труд в уголке природы.

- Наблюдение за первыми цветами на участке детского сада.

- Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».

- Чтение художественной литературы “Рядом с нами” (И. Полуянов), Н. Павлова «Мать-и-мачеха».

- Загадывание загадок о цветах.

- Создание проблемной ситуации «Цветок на земле».

- Прослушивание аудиозаписи: «Голоса природы».

- Дидактическая игра «Живая и неживая природа», «Что будет, если..»

- Игра-имитация «Расти цветок»;

- Музыкально-подвижная игра «Найди цветок»

- Рисование «Комнатный цветок».

- Итоговый продукт: «Весеннее настроение» (картина с цветами).

ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ.

  1. 1.Изготовление своими руками «Красная книга».
  2. 2.Изготовление альбома на тему экологическое воспитание «Я в мире природы».
  3. 3.Картотека игр.
  4. 4.Отчет о проделанной работе. Презентация. Обмен опыта с коллегами.

Практическая помощь родителей в пополнении фотографий «Я в мире цветов».

Выставка работ «Цветы – красоты жизни нашей».

Презентация родителям альбома и книги, выполненные воспитателем совместно с детьми.


Литература:

1. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

2. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.

4.  Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.

5. Статьи из журналов. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

6. Чебан, М.И. «Экологические игры» // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год