Экологический проект «Растения в городе» для подготовительной группы. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Жаворонкова Светлана Сергеевна | |||
21.04.2022 12:22 | |||
Экологический проект «Растения в городе» для подготовительной группы. В настоящее время постоянно растет процент населения проживающего в крупных городах. Среди множества факторов, влияющих на психологический и физиологический комфорт городского жителя, немаловажным является сохранение связи человека с природой. Проблема создания зон экологического комфорта приобретает особую актуальность. Большинство детей дошкольного возраста, проживающих в мегаполисах, очень редко оказываются на природе. Однако, благотворное влияние природы на развитие ребенка является неоспоримым фактом. Это было замечено еще педагогами прошлых столетий. Я.А. Коменский говорил о природе как об источнике знаний, о средстве развития ума, воли и чувств. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо говорили о том, что наблюдение за царствами естественного мира как ничто другое лучше формирует нравственные качества и умственные силы детей.
К.Д. Ушинский говорил о «введении в природу детей» для обеспечения необходимого для восприятия полезного и доступного для развития умственных и словесных возможностей детей. Природа будит врожденную любознательность ребенка, предоставляя ему огромное количество объектов для наблюдения, учит устанавливать временные и причинно-следственные связи, устанавливать взаимозависимость между объектами, анализировать, систематизировать, классифицировать. Невозможно переоценить положительное влияние природы на эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, существует противоречие между необходимостью обеспечения для ребенка-дошкольника контакта с природой и условиями проживания большинства детей. Наш проект был поиском решения данной проблемы. Можно предположить, что единственный выход из создавшейся ситуации — попытаться максимально включить природные объекты в городскую действительность. На данном этапе мы сконцентрировали наши усилия на растениях. Мы поставили эту задачу одновременно в двух измерениях. Во-первых, включить растения в развивающую среду таким образом, чтобы они решали задачи сенсорного и познавательного развития, трудового воспитания, оздоровления и формирования положительного эмоционального фона. Во- вторых, в долгосрочной перспективе мы планируем привить детям понимание необходимости создания экологически комфортной среды в будущем. В проекте участвовали дети подготовительной к школе группы, их родители и педагоги. Так как проект получился очень масштабный, он был разделен на несколько подпроектов. На старте проекта нам было важно, чтобы сама идея необходимости включения растений в жизненное пространство была высказана детьми, стала их открытием. Эта задача была успешно решена через «мозговой штурм». Детям был предложен проект города, на котором полностью отсутствовали растения и предложено дополнить его тем, что поможет сделать город лучше. Сначала дети предлагали нарисовать качели, аттракционы, парковки, добавить магазины, но городской пейзаж «не оживал». Наконец, как только появилось первое дерево, дети сразу почувствовали, как поменялось настроение всей картины в целом. Впоследствии, были добавлены деревья, кусты, газоны, клумбы, цветы на подоконниках в окнах домов. Следующим шагом было изучение мнения окружающих о влиянии растений города на их жизнь. Дети брали интервью у сотрудников детского сада, родителей. Попутно решалась задача обучения детей диалогической речи. Они практиковались в умение задавать вопросы, выслушивать и анализировать ответы. Вопросы мы обговорили заранее. Для записи интервью дети использовали диктофон. Это задание вызвало у них большой интерес. В результате анализа интервью мы узнали, что растения положительно влияют на настроение людей, радуют их, создают красоту, могут служить источником полезной пищи. Оценить пользу растений для улучшения качества воздуха детям помогла специально подготовленная презентация. Также дети получили задание найти информацию о пользе растений в детских энциклопедиях. Ими самостоятельно были найдены две схемы выработки кислорода растениями. Таким образом, дети получили навыки поиска необходимой информации из различных источников. Удостоверившись таким образом в необходимости размещения растений в городе мы поставили следующую задачу: найти все возможные варианты появления растений в городе (в любом виде). Дети получили это задание на выходные и выполняли его вместе с родителями. Результаты фиксировались с помощью фотографий в электронном виде. Из них впоследствии была составлена презентация. Растения были обнаружены в парках, скверах, дворах, на участке детского сада, в цветочных магазинах, в Ботаническом саду, на подоконниках комнатные цветы и пророщенный лук, в вестибюле станции метро «Выборгская», в аптеке в качестве лекарственных сборов, в продуктовых магазинах (овощи, фрукты, ягоды, злаки), в кафе и дома в составе блюд, в аквариуме (водные растения). После просмотра презентации детям был предложен вопрос: это много или мало? А может ли растений в городе быть больше? Как увеличить их количество? (сделать зимние сады на других станциях метро, сделать больше различных интересных тематических клумб, аквариумов, посадить еще какие-нибудь растения на подоконнике и т.д.) В виде схемы пиктограммы был составлен план посильных для участников проекта действий, которые и легли в основу подпроектов. Подпроект «Огород на подоконнике» -посадить на подоконнике лук, укроп, салат, листовую горчицу. Вырастить рассаду для клумбы с учетом сменяемости цветущих в течении сезона растений. Подпроект «Клумба непрерывного цветения» — выбор растений осуществляется вместе с детьми. Чтобы сделать правильный выбор, дети должны проанализировать пиктограммы, обозначающие время цветения, особенности посадки (солнце/тень). Процесс посадки семян и выращивания рассады представляет большой интерес для детей. Дети осваивают необходимые для этого трудовые навыки: подготовки почвы, посева, полива, рыхления, пикировки с помощью взрослых. На протяжении роста рассады ведется лонгэтюдное наблюдение с фиксацией результатов в специальных дневниках. Подроект «Сенсорный садик». Данный проект реализуется с помощью родителей. Был составлен план посадки растений, представляющих интерес с точки зрения своих тактильных характеристик (запаха, производимого звука, цветовых оттенков): очитник, полынь, чабрец, различные виды хост, лисохвост, шалфей). Подпроект «Добро пожаловать!» — предполагает создание клумба с растениями, которые предпочитают насекомые (эхинацея, посконник, гелениум, шалфей). Также здесь планируется «дикая зона» с природными укрытиями для насекомых. Подпроект «Водоем» — предполагает создание аквариума с водными растениями различных типов и структур: плавающих на поверхности, придонных, растущих в толще воды (водный гиацинт, водяной папоротник, ряска, роголистник, валлистнерия, эхинадорус). Подпроект «Лаборатория фантастических идей» — данный подпроект предполагает активное участие родителей. Результатом должна стать выставка рисунков, макетов, фотографий самых неожиданных вариантов размещения растений в городе. В настоящий момент проект находится в стадии реализации. Промежуточным результатом проекта можно считать значительно возросший интерес детей и родителей к растениям в городе, осознание их пользы для людей. И дети, и родители вносят свои предложения, активно участвуют в выборе растений для посадки на основе их особенностей и конкретных задач. Дети освоили трудовой процесс выращивания рассады на подоконнике, получили практические навыки по уходу за ней. Участниками составлена схема клумбы непрерывного цветения для участка. Регулярно проводятся посадки в «огороде на подоконнике». Выросшие растения используются в пищу (лук, салат, листовая горчица). Пополняется коллекция водных растений. Постепенно составляется «Альбом фантастических идей озеленения города». Учитывая высокую активность участников проекта, мы надеемся на его успешное продолжение даже после того, как дети расстанутся в детским садом и пойдут в школу.
|