Доклад на тему: «Огород на окне, как метод экологического воспитания дошкольников» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Гализина Ирина Михайловна | |||
13.02.2022 16:17 | |||
Доклад на тему: «Огород на окне, как метод экологического воспитания дошкольников» Актуальность. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации. Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива. Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать. Цель: воспитание экологической культуры детей, развить интерес к познавательно – исследовательской деятельности, воспитание у детей любви к природе, а также формирование эстетических чувств дошкольников. Задачи:
Предполагаемые результаты: с помощью огорода на окне мы не только расскажем, но и покажем, как можно вырастить из семечка, луковицы, зёрнышка растение, которое будет расти, потом цвести и давать плод. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений (помидор, перец, лук, огурец и т. д.). Узнают и закрепят знания о строении растения. Узнают много интересного о жизни растений. Ребята научатся вести наблюдения и делать первые в жизни выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Огород в детском саду является одним из условий для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Кроме того, это еще и возможность увидеть результата своей работы, оценить свой труд. А пока мы ждали первые всходы, знакомились с миром растений: читали художественную и познавательную литературу, смотрели презентаций по временам года, проводили эксперименты, опыты. Играли в дидактические игры: «Узнай на вкус», «Что сначала, что потом», «Домино». Подвижные игры: «Вершки и корешки», «Собери овощи в корзину». Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семена». Проводили беседы: «Что такое огород», «Разноцветные плоды растений». Проводились НОД: «Живые семена», «Наш друг – зеленый лук». Лепка из глины «Горшочки», рисование «Ветка березы» и т.д. Наши дети по мере своих сил ухаживают за всходами: поливают и рыхлят почву, просят повернуть ростки овощей к солнышку то одним, то другим боком. Каждый день, придя в детский сад бегут к подоконнику посмотреть какие растения проросли, где нет всходов, распустились ли веточки березы, тополя, сирени. Сколько же детского счастья и теплоты отражается в этих глазках. Наблюдали за ростом лука: какие зеленые дружные перышки растут, за которым дети ухаживают. Как приятно подать зимой и весной к столу блюда, украшенные перышками зеленого лука, веточками укропа, петрушки. И красиво, и вкусно, и полезно, а главное это вырастили дети. Ярко оформленный огород смотрится весело и необычно. На веселых мини – огородах есть все, что должно быть на настоящем огороде: домик, забор, пугало, домашние животные, водоем, деревья, а также птицы, насекомые. Оформление нашего огорода меняется ежегодно, в зависимости от возраста детей. С детьми старшего возраста мы «путешествовали» вместе с Таней и Витей в деревню к бабушке. С малышами наблюдали за всходами вместе с Машей и Медведем. Вместе с детьми придумали новый сюжет сказки «Теремок», здесь домик, деревья, клумба с цветами, главные герои- они ухаживают за грядками, а дети помогают им. Ребята средней группы сажали огород вместе с Эколятами. Дети не просто выполняют поручения педагога по уходу за растениями, но и ведут наблюдения, которые отражают в дневнике наблюдений, в своих рисунках. Это развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу. В мае огород с подоконника перенесем на огород детского сада, продолжим ухаживать и наблюдать с детьми за рассадой, в течение лета. «Огород на окне» дает следующие результаты:
|