Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Занятия по Экологии
Автор: Юанаева Эмилия Анатольевна   
30.12.2021 21:05

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №25 «Аленушка» ЗМР РТ

Выполнила воспитатель 1 категории: Юанаева Эмилия Анатольевна

«Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»

Н.Луконин.

Актуальность темы:

 

Скачать конспект

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урок нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там –лес погубили, там – лугов лишились, там –земля очерствела… Мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относится к каждому живому организму как самой ценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Цель экологического воспитания:

  • формирование начал экологической культуры детей
  • становление осознанно – правильного отношения к природе во всем ее многообразии
  • формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер
  • развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;
  • осознание ребенком себя как части природы
  • привлекать родителей в воспитании экологической культуры поведения у детей.

Задачи экологического воспитания:

  • Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к cоблюдению норм поведения в природе, в обществе.
  • Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
  • Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
  • пополнять педагогическую копилку новой информацией

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… Умение «видеть» и «смотреть», «слушать не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасаемого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Дошкольный возраст – это благоприятное время для развития экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, бережное отношение к природе, окружающему миру. Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных качеств и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Моей целью, как воспитателя, является воспитание осознанного, правильного отношения детей к природе, формирование у них основ экологического сознания. И моя задача с первой младшей группы – заложить первые представления о мире природы. Создавая условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой, я оборудовала живой уголок и уголок по экспериментированию.

Я считаю, что обязательным объектом живого уголка являются комнатные растения, которые являются дидактическим материалом. Каждое растение в нашей группе требует разного ухода (разной степени поливки, имеет свои сроки цветения, поэтому дети могут понять многообразие растительного мира.

Я даю детям понять то, что растения и животные – это живые

существа, которые дышат, пьют воду, растут. Поэтому ребятам поручаю, под нашим руководством, уход за цветами (полив, рыхление, протирание листиков влажной тряпочкой). Для этих целей есть инвентарь. Детки все понимают и с большим удовольствием выполняют мои поручения. В нашем уголке природы оформлены «паспорта» комнатных растений, есть папка игр с природными материалами, книга растений, карточки с изображением цветов, птиц, насекомых и грибов, а также карточки с погодными условиями. С целью экологического образования я использую рассказы, стихи о природе, экологические сказки. На подоконнике вместе с детьми посадили лук, семена укропа и пророщенные желуди для наблюдения за ростом. В группе прошел экологический проект «Ребенок и вода», целью которого было расширить представления детей о

свойствах воды (теплая, холодная, сформировать представление о значимости воды в жизни людей и воспитывать бережное отношение к ней.

Для бережного отношения к экологии ребят ознакамливаю, стихотворениями,

потешками и загадками о воде, о растении, о животных. Рассматриваем

иллюстрации, провожу дидактические игры, беседы и опыты с участием

предметов из различных материалов (камушки, ракушки, деревянные палочки,

пенопласт, металлические ситечко). Организовываю фотовыставки.

Уголок природы в группе перекликается с уголком экспериментирования, который со временем у нас будет пополняться.

Сейчас в нем есть коллекция бумаги, материалы, деревянные палочки, пластиковые трубочки, формочки, контейнеры.

Для проведения различных исследований, в том числе и сенсорных у нас в группе есть баночки с природными материалами: семена растений, крупы, шишки, уголь, почва.

Имеется картотека опытов и экспериментов. Стоит отметить, что воспитывать положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители

обладают экологической культурой. Поэтому я родителей проинформировала о том, что в нашем детском саду уделяется особое внимание экологическому воспитанию. Я предложила родителям дома проводить с ребенком поисковую деятельность экологического содержания, читать художественную литературу

экологического содержания.

В раздевалке есть консультация для родителей на тему «Экологическое воспитание младших дошкольников в детском саду. Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших. Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своими неразвитым еще восприятием, видят к сожалению, не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать.

В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающим, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит!

Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности –дошкольный возраст.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений,

уход за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту.

Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы

принесут свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.

Создать условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого

прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Уголок природы в группе и на площадке

Я сама не останавливаюсь на достигнутом, а ищу новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников. Большую помощь в работе по экологии мне оказывают книги: Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», Татьяны Александровны Шорыгиной из серии «Путешествие в мир природы». Нравятся детям рассказы Э.Шума, Константина Паустовского, Георгия Скребицкого, Виталия Бианки, в которых идет интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношениях к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока. Помогают в работе демонстрационные материалы. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в детском саду целью которой является развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Дети учатся понимать, что природа – это наш общий дом, закрепляют знания животных: зверях, рыбах, птицах; закрепляют умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; учатся устанавливать причинно – следственные связи. Ребенка окружают интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы.

Изучать их лучше в процессе проектно — исследовательской деятельности. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу: — воспитывать экологически грамотного человека. Работа по экологическому воспитанию способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

Прививание любви и бережного отношения к природе

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год