Познавательное занятие на свежем воздухе. Прогулка по экологической тропе «Осень разноцветная». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Касьянова Галина Викторовна Малинкина Татьяна Владимировна | |||
01.06.2021 16:13 | |||
Познавательное занятие на свежем воздухе. Прогулка по экологической тропе «Осень разноцветная». (подготовительная к школе группа) Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Задачи: Развивать умение детей выявлять причинно – следственные связи; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Способствовать приобретению навыков исследования строения листа и делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. В ходе экспериментирования показать детям зависимость полета падающего листа от его величины с формы.
Учить замечать изменения в природе. Показать детям, что природа прекрасна во все времена. Решение проблемной ситуации: Почему листья опадают? «Листопад». Станьте, дети, на лужок, Сделаем вместе мы кружок. Отгадайте загадку: «Листья клена пожелтели, Птицы к югу полетели, Часто моросят дожди, Что случилось? Подскажи!» Правильно, наступила осень. Ребята, скажите, а какая сегодня погода, какими словами ее можно охарактеризовать? Да, сегодня теплый, ласковый, солнечный, осенний денек. По ярко – синему небу плывут легкие, белые облака и солнышко ласково пригревает. Обратите внимание на желто – красное убранство растительного мира. Как красиво! И все это – золотая осень! «Разноцветный парк, Разноцветный сад. Листопад начался, Начался листопад! Под ногами у ребят Листья весело шуршат»! А сейчас походите по опавшим листьям и послушайте, как они шуршат. Давайте рассмотрим, из чего состоит лист? - Черешок, который соединяет лист с веткой. - Кромка (овальная, острая, волнообразная…) - Жилки, через которые лист питается влагой. Давайте помнем немного зеленый листок, пока не выделится сок, и посмотрим, какого цвета оставит сок на белой ткани – зеленый. Вещество, которое окрашивает лист в зеленый цвет, называется хлорофилл. А, как вы думаете, почему осенью листочки изменяют окраску? Мы уже знаем, что листья имеют зеленый цвет благодаря находящемуся в них зеленому веществу, которое называется хлорофилл. Напомните, пожалуйста, какая погода осенью: холодает, день короче, меньше солнечного света… Правильно, и это все влияет на зеленое вещество, оно постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Так лист меняет цвет. Проблемная ситуация: А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают? (ответы детей) Сбрасывая листву, деревья готовятся к зимним холодам, морозам. Давайте возьмем лупу и рассмотрим черешок. Осенью в основании черешка, в том месте, где он крепится к веточке, появляется уплотнение и называется оно пробковый слой. Он, как перегородка, дверца отделяет черешок от ветки. Как вы думаете, чему мешает это уплотнение? Правильно, сок перестает поступать к листочку, а еще листок слабо держится на ветке. Подует легкий ветерок и листья опадают. Давайте вспомним, как называется это явление? (листопад) Ребята, а сейчас давайте подбросим листочки, и понаблюдаем, как они кружатся в воздухе и падают. Вы правильно обратили внимание на то, что листья падают по-разному. Скажите, какие листья падают быстрее? (маленькие) А, какие медленнее опускаются на землю? (большие) Подскажите, какие красивее всех кружатся? (крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие падают быстрее, но больше кружатся. Молодцы! Какие вы внимательные! Давайте поиграем. Дидактическая игра «С какого дерева лист?» — я показываю вам листок, а вы узнаете с какого он дерева и подходите к этому дереву. Ребята, а как вы думаете, какую пользу приносят опавшие листья? (ответы детей) Я подвожу итог: листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустарников, травки от морозов. Весной помогут сохранить влагу растаявшего снега. В опавших листьях насекомые прячутся и спят до весны. «Мы в заповеднике, друзья И все мы дружная семья. Деревья выстроились в ряд И каждый встречи с вами рад» А, сейчас еще поиграем. Дидактическая игра «Отгадай дерево» — я загадаю загадкой дерево, а кто отгадает о каком дереве речь, к нему подходит: - Он — могучий! Крона — в тучах. В кроне желуди видны. И не зря к нему приходят Утром ранним кабаны. (Дуб) -Каждый год на нем с охотой Вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет На всего один полет. (Клен) -Пахучим сладким цветом Ты каждый год цветешь. И мед свой жарким летом Ты пчелам отдаешь. (Липа) - Эко ты, дерево! И зиму и лето зелено. (Ель)
Бьет озноб меня всегда. И весной, и жарким летом Вся дрожу, как в холода. (Осина) -Малы и неказисты И скромно зеленеют, Но осенью их листья И ягоды краснеют. (Рябина) -То ли с крыши, то ли с неба Или вата, или пух. Или, может, хлопья снега Появились летом вдруг? Кто же их исподтишка Сыплет будто из мешка? (Тополь) -Осенью на ветке Подрастают детки Все без глаз, без рук, без ножек Каждый как зеленый ежик. (Каштан)
Унести детей хотели. Что за дерево стояло И ребят от них скрывало? (Яблоня)
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Березка) Молодцы, все загадки отгадали. Друга за руки возьмем, вокруг березки хоровод заведем, звонко — звонко запоем. «Мы вокруг березки встанем в хоровод» музыка Т. Потапенко слова Ж.Агаджанова У меня к вам есть предложение, давайте соберем разноцветные листочки от разных деревьев, семена ясеня и клена, а так же желуди и каштаны для поделок. Экскурсия по экологической тропе подошла к концу, а сейчас давайте поблагодарим наш небольшой лес за теплый прием, полученные знания и подарки.
|