Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная работа «Природа родного края в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Занятия по Экологии
Автор: Садыкова Татьяна Владимировна   
21.03.2021 06:02

Проектная работа «Природа родного края в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Природа родного края в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Вид проекта: информационно – творческий.

Цель проекта: Формирование у детей экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к окружающему миру и представителям живой природы; в убеждении, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; в любви к родине и родному краю.

Задачи проекта:

  • Систематизировать знания детей об окружающем мире.
  • Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
  • Развивать познавательный интерес к миру природы.
  • Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
  • Развивать связную речь, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
  • Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия, желание сохранять и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами).

Актуальность проекта:

 

У каждого счастливого человека есть свое любимое место, где он родился, где прошло его детство, и сколько бы ни было человеку лет, он всегда будет вспоминать о нем с особой теплотой и трепетом. У всех людей любовь к своему родному краю проявляется по-разному: одни слагают песни, стихотворения и рассказы, другие рисуют картины, — тем самым прославляя и увековечивая память об этих местах на долгие годы.

Тема проекта «Природа родного края в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста» выбрана нами не случайно, потому что в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование высоких нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма. А одно из проявлений патриотизма – это любовь к природе. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияет на отношение человека к Родине.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагога. Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с окружающей природой. В связи с этим мы выделили такую проблему, что одной работы детского сада недостаточно – только совместное и систематическое взаимодействие педагогов и родителей поможет достичь положительных результатов в воспитании экологической культуры дошкольников. Открыть окно в удивительный мир природы, разбудить в детях интерес к природе родного края, научить детей наблюдать и оберегать окружающий мир – вот главный источник эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми. Поэтому взрослым тоже стоит задуматься над своим чувством любви к Родине и природе родного края.

Участники проекта: дети 5 – 7 лет, воспитатели и родители.

Период реализации проекта: среднесрочный (8 недель).

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап

  1. Разработка проекта.
  2. Определение цели и постановка задач.
  3. Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по данной теме.
  4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  5. Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
  6. Изготовление и приобретение дидактических игр.
  7. Рассматривание рисунков, фото по данному проекта.

I. Основной этап

  • Работа с детьми

№ Вид деятельности Название

1

ООД

Познавательное и социально – коммуникативное развитие

«Мой край Башкортостан»

«Природу надо беречь»

«Поющий родник»

«Что мы знаем о пчелах»

«Природа Башкортостана»

Составление рассказа по серии картин «Посадка дерева»

«Экология в творчестве В. В. Бианки»

2 ООД

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Уральские горы»

Лепка «Волшебный лес»

Аппликация «Пчела»

3 Викторина «Почему на Урале жить хорошо»

4 Беседы «Моя республика — Башкортостан».

«Что такое природа?»

«Деревья нашего края»

«Животные Башкортостана»

«Башкирская пчела»

«Поможем природе»

5 Наблюдения «Соберем семена цветов с клумбы»

«За сезонными изменениями в природе»

6 Экскурсии В библиотеку.

В музей Национального Парка «Башкирия».

На Нугушское водохранилище.

7 Виртуальные экскурсии с использованием ИКТ  «Кутук – Сумганское урочище» (с многочисленными пещерами)

  • Карстовый мост «Куперля»
  • «Урочище Муйнак – Таш»
  • «Нугушское Водохранилище»

8 Дидактические игры «Природа — не природа»

«Птицы нашего края»

«Собери урожай»

«Чьи следы»

«Чей листок улетит дальше»

«Собери картинку»

«Узнай по описанию»

9 Чтение художественной литературы В. Степанов «Животные наших лесов».

Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

Башкирская легенда «В царстве Шульгена».

Сказка «О курае».

Произведения В. В. Бианки

Легенды о реках Башкортостана.

Стихотворение М.Гали «Курай», А. Игебаев «Курай».

10 Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов «Природа Башкортостана»

«Животные Башкортостан»

«Деревья»

Иллюстрированная книга «Национальный парк «Башкирия»

11 Продуктивная деятельность Изготовление лэпбука на тему «Лес и его обитатели»

12 Итоговое мероприятие «Цвети мой край родной, Башкортостан»

  • Взаимодействие с родителями
  • Консультация «Учите детей любить природу»
  • Экологический субботник «Природа любит чистоту»
  • Конкурс поделок из природного материала.
  • Разучивание стихотворений ко Дню Республики

II. Заключительный этап

  • Оформление уголка природы
  • Оформление выставки рисунков «Береги природу», работ по художественно-эстетической деятельности.
  • Привлечение родителей к сбору природного материала для дальнейшего использования
  • Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы
  • Презентация проекта

Вывод:

В ходе информационно – поисковой работы мы убедились в том, что оптимальное сочетание форм и методов формирования экологической культуры должно стать составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, дети получили ответы на интересующие их вопросы и составили рекомендации: «Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных. Любить свою Родину и природу родного края.»

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, и действующая в рамках экологической необходимости.

Список литературы:

  1. В гостях у природы. / Сост. В. Волина. –СПб.: «Виктория – Специальная Литература», 1997.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  5. Гасанова Р. Х. Я Родину свою хочу познать! Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007.
  6. Голицына Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2016.
  7. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада/С. Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
  8. Фазлыева Ф. Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А. В. – Уфа: Китап, 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год