Организация художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях ДОУ |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Плужникова Мария Сергеевна | |||
16.03.2021 02:55 | |||
Организация художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях ДОУ В настоящее время возрастает внимание к проблемам, возникающим в процессе организации художественно-творческой деятельности в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Творческое развитие детей является одним из важнейших средств, при формировании творческой личности и её отношения к действительности, посредством умственного и нравственного воспитания. С этой точки зрения искусство является главным фактором при раскрытии творческого потенциала индивида, что в свою очередь обеспечивает успешную адаптацию к окружающему миру. Именно в период дошкольного образования у ребенка активизируется самостоятельное мышление, развивается любознательность и познавательный интерес. В связи с этим вопросы организации художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения приобре-тают особую актуальность. В этой связи целесообразно рассматривать художественно-творческую деятельность ребенка с точки зрения организации данного процесса в условиях дошкольного учреждения, что и является научной новизной данной проблематики.
К изучению художественно-творческой деятельности обращались многие ученые, среди которых можно отметить следующих: Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Л. Ушинский. При этом многие аспекты организации данной деятельности с точки зрения эстетического и экологического подходов требуют дополнительного изучения. Полученные результаты исследования достаточно актуальны как при дальнейших теоретических разработках, так и при практической работе с детьми в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения. Художественно-творческая деятельность, как понятие тесно связано с искусством и рассматривается в качестве художественного творчества, его результатов, а также художественного восприятия различных явлений и произведений искусства [5, c. 288]. Главным содержанием такой деятельности является хранение, создание, функционирование и передача духовных ценностей. При этом можно выделить такую характеристику художественно-творческой деятельности, как логическая структура, которая включает в себя объект, субъект, средства, формы, методы и результат. Ее особенность заключается в художественно-образном освоении действительности. Как отмечает Е.Г. Калюжная [2, с. 36], особенность художественно-творческой деятельности выражается в художественно-образном освоении действительности в единстве познания, творчества, самовыражения субъекта данной деятельности. Благодаря потенциалу, реализующему возможности для самоактуализации личности, художественно-творческая деятельность может выступать идеальным средством. С этой точки зрения данный вид деятельности характеризуется своей подчиненностью цели, наличием смысла и произвольностью творчества. С точки зрения эстетического подхода художественно-творческая деятельность выступает как один из видов активности личности, которая заключается в создании эстетических ценностей. При этом педагогический потенциал данной деятельности определяется как совокупность содержательных и научно-методических средств и ценностных оснований развития креативного мышления детей в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения. Как отмечает С.В. Николаева [4, c. 114], эстетическое воспитание является одним из традиционных направлений при всестороннем развитии ребенка в дошкольном возрасте, посредством решения таких задач, как восприятие прекрасного в окружающем мире, художественно-творческих образов, эстетических представлений и чувств; формирование художественных знаний, а также практических умений. С точки зрения экологического подхода в решении данных задач имеет большое влияние своевременно и правильно включенные в педагогический процесс элементов природы. Это развивает эстетические переживания, эмоциональную отзывчивость, а также увлеченность. При этом существуют некоторые трудности, которые связаны с научением детей дошкольного возраста пониманию прекрасного в природе и искусстве. Накопление слуховых и зрительных ощущений, эстетических впечатлений позволяет детям успешно осваивать художественно-творческую деятельность и преодолевать все трудности. При этом огромная роль принадлежит правильной организации обучения при участии педагогического работника. Как отмечает М.Ю. Бирюков [1, c. 22] знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетаются в его художественную деятельность, без этого она не может стать творческой. Конечно, взрослые, задавшись целью «построить» художественную деятельность детей, дать им общие понятия о такой деятельности, в той или иной степени направляют выбор детей на создание того или иного конкретного художественного объекта. Эстетический и экологический подходы при организации художест-венно-творческой деятельности детей являются важным аспектом при развитии эмоциональной сферы ребенка, что в свою очередь отражает духовную сферу личности. Сущность эколого-эстетического воспитания отражается в следующих задачах дошкольного общеобразовательного учреждения при организации художественно-творческой деятельности:
При решении данных задач является необходимым создание разви-вающей эколого-эстетической среды в дошкольном общеобразовательном учреждении, развитие экологической культуры и эстетического воспитания у педагогических работников, а также овладение ими методами эколого-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Все вышеперечисленное является необходимым при организации художественно-творческой деятельности в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения [3, c. 27]. Актуальность выбранной темы подтверждается результатами иссле-дования, представленными в статье М.Ю. Бирюкова «Художественно-творческая деятельность как основа эстетического воспитания дошкольников». Автор указывает на то, что в жизни ребенка преобладает эмоциональный фактор, и в зависимости от его окружения, как взрослые обращают его внимание на внешний мир – природу, людей, их деятельность – зависит его духовно-нравственное развитие. Кроме того, М.Ю. Бирюков отмечает, что развитие художественно-творческих способностей детей при организации обучения допускает следующие направления работы [1, c. 22]:
Таким образом, организация художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения занимает ключевую роль при формировании творческой личности и её отношения к действительности. Создание развивающей эколого-эстетической среды, а также развитие экологической культуры и эстетического воспитания в дошкольном учреждении являются неотъемлемой частью организации данной деятельности. При этом необходимо учитывать присутствие развитых в традициях искусства средств художественной деятельности, а также обладание ребенком индивидуальным опытом, переживаниями и чувствами. Библиографический список
|