Формирование основ экологической культуры дошкольников |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Никитина Анна Сергеевна Пупкова Елена Александровна Макулькина Наталья Николаевна Макарова Анна Сергеевна | |||
20.02.2021 23:04 | |||
Формирование основ экологической культуры дошкольников Экологическая культура, а точнее её основы формируются в процессах обучения и воспитания рассматриваются как процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»). В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно находили нормы и правила поведения в природе. Тысячелетиями складывались общенародные традиции, основывалась народная педагогика, направленная на сохранение среды обитания и всего живого на земле.
Любой структурный компонент экологической культуры дошкольников можно полагать соответствующим критерием для ее оценивания:
Опираясь на рассмотрение научно-методической литературы, на основании парциальной программы по экологии С.Н. Николаевой мы провели исследования уровня развития экологических знаний у детей дошкольного возраста. Формирование основ экологической культуры дошкольников предполагает:
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
Нами заполнялась диагностическая таблица на начало учебного года и на конец. В ней представлены знания старших дошкольников:
Критерии формирования основ экологических знаний дошкольников:
Экологическое воспитание в доу проводиться в интересной форме. Применяется метод наблюдения и метод экспериментов за выявлением отношения детей к природе. Например, можно проводить самые различные наблюдения и эксперименты с водой и воздухом, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому, полезно познакомиться с их свойствами. Дошкольники не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ, могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.). Вместе с тем повторение этих экспериментов весьма полезно, потому, что позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы. Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри. Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем − след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям. Беседы проводятся в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы воспитатель, использует:
Видя затруднения нескольких дошкольников, беседу проводят с наводящими вопросами, используют карточки подсказки.
|