Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование основ экологической культуры дошкольников
Занятия по Экологии
Автор: Никитина Анна Сергеевна Пупкова Елена Александровна Макулькина Наталья Николаевна Макарова Анна Сергеевна   
20.02.2021 23:04

Формирование основ экологической культуры дошкольниковФормирование основ экологической культуры дошкольников

Экологическая культура, а точнее её основы формируются в процессах обучения и воспитания рассматриваются как процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).

В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно находили нормы и правила поведения в природе. Тысячелетиями складывались общенародные традиции, основывалась народная педагогика, направленная на сохранение среды обитания и всего живого на земле.

 

Любой структурный компонент экологической культуры дошкольников можно полагать соответствующим критерием для ее оценивания:

  • когнитивный (познавательный критерий);
  • эмоциональный (эмоционально-нравственный критерий);
  • деятельностный (практический критерий).

Опираясь на рассмотрение научно-методической литературы, на основании парциальной программы по экологии С.Н. Николаевой мы провели исследования уровня развития экологических знаний у детей дошкольного возраста.

Формирование основ экологической культуры дошкольников предполагает:

  • формирование осознанно-правильного отношения к живой природе;
  • ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

  • формирование экологических знаний;
  • экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Нами заполнялась диагностическая таблица на начало учебного года и на конец.

В ней представлены знания старших дошкольников:

  • представления о живой и неживой природе,
  • отношение к природе;
  • знания и соблюдения правил в природе.

Критерии формирования основ экологических знаний дошкольников:

  • знания живой природе (направлены на определение характерных особенностей представителей мира животных);
  • знания о неживой природе (направлены на формирования представления о том, что неживая природа – среда жизни растений, человека, животных).
  • отношение к природе (направлено на экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам);
  • знания и соблюдение правил в природе (направленно на формирование экологических знаний и соблюдения правил в природе).

Экологическое воспитание в доу проводиться в интересной форме. Применяется метод наблюдения и метод экспериментов за выявлением отношения детей к природе.

Например, можно проводить самые различные наблюдения и эксперименты с водой и воздухом, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому, полезно познакомиться с их свойствами.

Дошкольники не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ, могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.). Вместе с тем повторение этих экспериментов весьма полезно, потому, что позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.

Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри.

Дерево и камень можно сравнить по твердости: если нажимать на них гвоздем − след в виде ямки остается только на дереве, это помогает детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям.

Беседы проводятся в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы воспитатель, использует:

  • картинки;
  • фотографии;
  • иллюстрации из книг и журналов;
  • музыку.

Видя затруднения нескольких дошкольников, беседу проводят с наводящими вопросами, используют карточки подсказки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год