Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском саду
Занятия по Экологии
Автор: Доманова Елена Ивановна   
06.12.2020 20:03

Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском садуОпытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском саду

Доманова Елена Ивановна, старший воспитатель детского сада № 69 ОАО «РЖД» г. Брянска

Модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентирует педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Мы решили, что одним из таких методов является детское экспериментирование, поэтому выбрали в качестве темы инновационной деятельности «Опытно-экспериментальную работу с детьми дошкольного возраста в рамках реализации экологического образования». Главное достоинство его заключается в том, что ребенок получает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует речевое развитие детей.

 

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и овладение умственными приемами и операциями, которые составляют умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественно-научных знаний и экологических понятий экспериментирование также необходимо.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Использование этого метода обучения пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др. Обобщая собственный богатый фактический мате-риал, Н.Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. По его мнению, фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все деятель-ности ребенка, включая и игровую, причем последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

В нашем детском саду созданы определенные условия для решения задач экологического образования. Мы исходим из его мировоззренческого значения и того, что оно не является изолированным направлением, поэтому стремимся к проникновению экологического образования во все сферы организации педагогического процесса в ДОУ. В условиях детского сада мы используем элементарные опыты. Они имеют следующие особенности:

  • результат неизвестен только детям;
  • в процессе опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
  • в работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.

Цель нашей инновационной деятельности мы видим в формировании у детей дошкольного возраста элементарных экологических представле-ний посредством активного включения в деятельность экспериментальных и исследовательских методов. Для ее реализации необходимо:

  1. Осуществлять познавательное развитие детей в экспериментальной деятельности.
  2. Дать дошкольникам элементарные естественнонаучные и экологические знания и понятия.
  3. Развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, описывать, строить предположения и предполагать способы их проверки, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Воспитывать у детей стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.

При этом следует помнить, что детское экспериментирование имеет большое значение для интеллектуального развития и формирования творческой активности ребенка если:

  • происходит реальное взаимодействие с реальной развивающей средой;
  • среда разнообразна и содержит факторы неопределенности и новизны;
  • у ребенка целенаправленно формируется представление об относительности, противоречивости знаний;
  • дети получают навыки построения экспериментальной деятельности;
  • у дошкольников формируется элементарное представление о тесной связи двух путей познания теоретического и эмпирического, об их возможностях и ограничениях.

При построении системы работы мы учитывали следующие принципы: непрерывности детского развития; целостности развивающейся педагогической системы как совокупности целого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонентов; гуманизации воспитательно-образовательного процесса и ориентации на личность ребенка, что предусматривает создание условий для полноценного проживания каждым ребенком своего детства; соответствия задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям ребенка; освоения общечеловеческой культуры.

В нашем дошкольном учреждении в результате реализации инновационной деятельности коренным образом поменялось оснащение предметно-развивающей среды детского сада: оборудована экологическая комната, в каждой группе есть уголки природы и экспериментирования, разработаны тематические перспективные планы. В ДОУ функционируют кружки «Юный эколог» и «Почемучки», дети проводят опыты и эксперименты, более углубленно знакомятся с объектами живой и неживой природы.

Мы на практике убедились, что опытно-экспериментальная работа является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников. Педагоги, используя современные методики и технологии, способны повысить качество образования детей, а также совершенствовать свое профессиональное мастерство. Экологическая проблематика, в свою очередь, способствует формированию такой личности, которая будет сочетать в себе высокий интеллектуальный потенциал, нравственную чистоту, духовное богатство.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год