Экологический проект «Птичья столовая»
Тип проекта: долгосрочный, групповой, экологический, познавательно-исследовательский.
Срок реализации: декабрь 2019 – март 2020 г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель проекта: формирование положительного отношения к птицам родного края, как части живого организма, требующим внимания, заботы и охраны.
Задачи:
- Расширить и закрепить знания детей о разнообразии птиц города Усинска, уточнить представления об условиях их жизни, роли человека в жизни птиц.
- Формировать представления и знания детей о жизни птиц, зимующих в нашей местности.
- Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма, при реализации проекта.
- Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к ближайшему природному окружению, умение сопереживать, помогать пернатым друзьям в зимний период, заниматься природоохранной деятельностью.
- Повысить экологическую культуру родителей воспитанников через оказание помощи детям в реализации проекта.
Реализация проекта через образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность: На территории Республики Коми зарегистрировано пребывание 260 видов птиц. К сожалению, в Красную книгу Республики Коми внесено 33 вида птиц.
Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Если птица голодна, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки? В ходе проекта дети будут знакомиться с птицами, зимующими в Усинском районе, с их видами и особенностями. Будут учиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Мотивация: Наблюдая за птицами на участке детского сада, детям был поставлен проблемный вопрос: «Как вы думаете, что страшнее для птиц голод или холод?». Воспитатель вовлекает дошкольников в решение проблемы.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- Воспитатель намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей).
- Обсуждает план с семьями на родительском собрании.
- Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ.
- Вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения проекта.
Основной этап
Организованная непосредственная образовательная деятельность:
- Ознакомление с окружающим: «Эти разные птицы», «Птицы Севера»
- Развитие речи: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (по моделям), «Пересказ рассказа В. Бианки «Синичкин календарь» (Февраль)
- Социализации: «Уроки доброты»
- Чтение художественной литературы: «Чтение сказки В. Даля «Ворона»
- Изобразительная деятельность: аппликация «Снегири, синички», лепка «Птичья столовая», рисование «Воробьи, вороны» (с элементами пластилинографии), конструирование «Голубь» (оригами).
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь» и «Чей дом лучше», А. Яшин «Покормите птиц», Г. Снегирёва «Про птиц» и др.
Пословицы, поговорки, приметы о птицах.
Беседы: «Самая печальная книга природы – Красная книга», «Пернатые помощники», познавательная беседа о жизни птиц и бережном отношении.
Целевая прогулка на центральную площадь города Усинска.
Цикл наблюдений за птицами на участке детского сада (какие птицы прилетают, их повадки, предпочтения в еде, образ жизни).
Опытно-исследовательская деятельность:
- Поведение птиц во время кормления.
- Питание птиц зимой.
- Повадки птиц.
Аудиовизуальные средства.
- Слушание звуков окружающего мира: «Волшебные голоса природы», «Голоса птиц», «Утренние птицы» и др.
- Просматривание слайдов, видео о птицах.
- Прослушивание музыкальных спектаклей «Лесные птицы», «Городские птицы».
Трудовая деятельность:
- Организация сезонной птичьей столовой. Наблюдение за первыми гостями, за особенностями поведения. Первый репортаж. Ведение календаря наблюдения за птицами (дневник наблюдений).
- Изготовление кормушек, проведение акции «Птичья столовая».
- Работа с жителями микрорайона: развешивание плакатов и листовок о зимней подкормке птиц.
Работа с родителями:
- Изготовление кормушек для птиц.
- Изготовление макетов: «Птицы Севера».
- Оформление рефератов о птицах Усинского района для создания энциклопедии «Птичий базар Усинского района».
- Сбор иллюстраций, открыток для оформления альбома «Пернатые друзья города Усинска».
- Составление кроссвордов о птицах Усинска и Усинского района.
- Выпуск информационных листов, оформление папок-передвижек: «Чем подкармливать птиц», «Как охранять птиц», «Птичьи заповеди».
- Совместная работа родителей и детей над созданием плакатов «Берегите птиц», листовок «Покормите птиц зимой!»
- Оформление папки-передвижки «Как сделать кормушку для птиц».
- Создание совместных рисунков родителей и детей на тему «Птицы Севера» для групповой выставки «Птичий перезвон».
- Мастер-класс от родителя воспитанника по изготовлению кормушки
Итоговый этап:
- Акция «Птичья столовая» (организация птичьих столовых на участке детского сада и возле жилых домов воспитанников, на аллеях города).
- Выставка совместных работ родителей и детей «Птичий перезвон».
- Музыкальное развлечение «Праздник птиц», посвященное Международному дню птиц.
- Выставка макетов «Птицы Севера».
- Презентация альбома «Пернатые друзья», энциклопедии «Птичий базар Усинского района».
- Презентация результатов информационных исследований в виде дневников (листов наблюдений).
|