Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экология начинается с детства»
Занятия по Экологии
Автор: Саркисян Рена Сейрановна   
03.09.2020 10:45

«Экология начинается с детства»«Экология начинается с детства»

Саркисян Р.С., воспитатель МБДОУ д №51 «Золотой орешек» г. Пятигорска

«Мы-хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу-значит охранять Родину.» М. Пришвин

Экология начинается с детства, так как мы, взрослые, проведем воспитательную работу с детьми по охране природы, такой она достанется подрастающему поколению.

Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны – Конституции РФ, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду, но в первую очередь – в семье.

 

Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с растениями и животными местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг, просмотра кинофильмов о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших опытов, экспериментов в живой и неживой природе.

В возрасте от 3-х до 7-ми лет дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. И вот тут-то и встаёт перед родит елями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач.

Очень полезно брать детей на прогулки в лес, в поле, на речку, на берег пруда, где внимание ребёнка желательно обращать на красоту окружающей природы и особенности сезонных изменений (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно, снег зимой, листопад осенью, весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, дождь, грозу, радугу в другие природные явления). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны.

Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая – у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя), по форме листьев или особенностям хвои. Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, они живые.

Каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, — браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растения с ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его.

Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе, быть примером, образцом поведения в природе. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей.

Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ, которые выполняют родители в саду и огороде дома. Желательно привлекать детей к посильному труду: посеять семена, посадить картофель, прополоть и полить грядки с овощами. Показывать им какие у растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе.

Конечно, не у всех родителей достаточно знаний о природе, поэтому им нужно самостоятельно пополнять и расширять знания о ней. Ответы на вопросы детей можно найти в различных энциклопедиях о живой и неживой природе, художественной литературе, познавательных фильмах о жизни животных и растений, интернете.

Если родители будут только говорить, как необходимо себя вести, но не будут подкреплять свои слова действиями, должного эффекта не будет.

Мы, взрослые, словом, делом и личным примером должны формировать у детей представления о природе, как величайшей ценности, развивать понимание ее неприкосновенности, воспитывать чувство ответственности по отношению ко всему живому.

Литература:

  1. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001.
  3. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 6.
  4. «Конституция Российской Федерации»
  5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2002.
  6. сайт: https: //spravochnick. ru/pedagogika/ekologicheskoe_vospitanie_v_seme
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год