«Экология начинается с детства» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Саркисян Рена Сейрановна | |||
03.09.2020 10:45 | |||
«Экология начинается с детства» Саркисян Р.С., воспитатель МБДОУ д №51 «Золотой орешек» г. Пятигорска «Мы-хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу-значит охранять Родину.» М. Пришвин Экология начинается с детства, так как мы, взрослые, проведем воспитательную работу с детьми по охране природы, такой она достанется подрастающему поколению. Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны – Конституции РФ, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду, но в первую очередь – в семье.
Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с растениями и животными местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг, просмотра кинофильмов о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших опытов, экспериментов в живой и неживой природе. В возрасте от 3-х до 7-ми лет дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. И вот тут-то и встаёт перед родит елями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно брать детей на прогулки в лес, в поле, на речку, на берег пруда, где внимание ребёнка желательно обращать на красоту окружающей природы и особенности сезонных изменений (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно, снег зимой, листопад осенью, весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, дождь, грозу, радугу в другие природные явления). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая – у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя), по форме листьев или особенностям хвои. Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, они живые. Каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, — браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растения с ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе, быть примером, образцом поведения в природе. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ, которые выполняют родители в саду и огороде дома. Желательно привлекать детей к посильному труду: посеять семена, посадить картофель, прополоть и полить грядки с овощами. Показывать им какие у растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Конечно, не у всех родителей достаточно знаний о природе, поэтому им нужно самостоятельно пополнять и расширять знания о ней. Ответы на вопросы детей можно найти в различных энциклопедиях о живой и неживой природе, художественной литературе, познавательных фильмах о жизни животных и растений, интернете. Если родители будут только говорить, как необходимо себя вести, но не будут подкреплять свои слова действиями, должного эффекта не будет. Мы, взрослые, словом, делом и личным примером должны формировать у детей представления о природе, как величайшей ценности, развивать понимание ее неприкосновенности, воспитывать чувство ответственности по отношению ко всему живому. Литература:
|