Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Воспитатель: Смородкина. Н.Е. МДОУ п.Победа (старшая группа ) Данная тема является актуальной потому что Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Приоритетное направление в работе детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.
Скачать конспект
Основная цель проекта: Создать условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА - Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей. -Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе; - Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них; -Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле; -Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; -Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; -Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья. -Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Этапы проекта: Проект включает три основных этапа: 1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; 2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций Руководитель проекта : воспитатель Смородкина Нина Евгеньевна участники проекта: Хмурчекова Оксана Викторовна ,заведующая Коломиец Татьяна Дмитриевна, воспитатели средней группу Могильная Ирина Борисовна ,воспитатель младшей группы Парфенова Елена Валериевна, родители , Вид проекта: познавательно – исследовательский. Сроки приведения: долгосрочный 2013-2014
подготовительный этап: 1.Сбор и анализ литературы по данной теме. 2.Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. 3.Планирование предстоящий деятельности, направленной на реализацию проекта. 4.Обоспечение методического материала, для реализации проекта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
Ресурсы обеспечения проекта: 1. Общий цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.
2 .Экскурсии ( Парки и скверы поселка.)
4. Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений: поля, луг, водоем , хоз дворы населения с домашними животными и птицей. 5. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований. 6.Мини проекты воспитателей 7.Посещения библиотеки 8. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Используемая литература: 1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000. 2. Рыжова Н.А. Огород в детском саду. Обруч № 5, 2002. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004. 3. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004. 4. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы № 2, 1999. 5. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999. 7. Рыжова Н.А., Быстрова И.А. Поговорим о природе. Дошкольное воспитание № 7, 2000 (материалы о живом уголке и проведению занятий в нем). 8. Рыжова Н.А., Данюкова А.И. Мини-музеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000. 9. Рыжова Н.А. Аквариум в детском саду. Дошкольное воспитание № 7, 2001. 10. Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5, 2004.
Методическое обеспечение проекта
Конспект экологического занятия в старшей группе Тема: « Земля - наш общий дом» Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди); обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля; формированию представлений, что планета Земля сейчас в опасности; воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее. Материал: глобус, иллюстрации, мяч, бумага для рисования, наборы цветных карандашей. Предварительная работа: Рассматривание глобуса, карты. Чтение познавательной литературы (из серии « Экологические катастрофы»). Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми. Ход занятия: 1. Работа с глобусом. В группу вносится глобус. Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус. Воспитатель. Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Рассматривание глобуса, ответы на вопросы: – Какую форму имеет Земля? – Какие живые существа населяют Землю? – Что необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца, воздух и вода.) – Что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные.) – Почему Землю называют общим домом? – Кто и как загрязняет нашу планету? (На нашей планете очень много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета требует помощи). – Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? (Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери. Этим занимаются люди, которые называются экологами.) 2. Физминутка. Игра «Мяч лови – слово назови». Дети становятся в круг. Кому воспитатель бросит мяч, тот должен назвать одно из богатств Земли. 3. Игра «Чем мы можем помочь нашей планете?». Задание: придумайте природоохранительные знаки и нарисуйте их. Просмотр и обсуждение рисунков, подведение итогов.
Конспект занятия по экологии в старшей группе Тема: «Чистый и загрязненный воздух» Цель: Дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. Материал: Две картины (на одной изображен город, дымят фабрики, ездят автомобили, на другой - красивая природа, лес, луг, летают бабочки, на ветках деревьев поют птицы). Ход занятия: Дети сидят на стульчиках. Раздается стук в дверь. Воспитатель: Нам пришла посылка от художника. Посмотрим, что в ней (достает две картины и располагает их так, чтобы было видно всем детям). Летом художник путешествовал. Он побывал в городе и в лесу. То, что художник увидел, он отразил в своих картинах. Ребята, как вы думаете, можно ли по картинам догадаться, где художнику лучше отдыхалось? Ответы детей: В лесу было лучше, там тихо, красиво; в городе хуже - там шумно, много машин. Воспитатель: А где воздух чище и легче дышится? (В лесу.) Почему в городе воздух загрязненный? (Газуют машины, дымят фабрики.) Действительно, в городе труднее дышать, так как воздух в нем загрязняют заводы, фабрики, автомобили. Что же делать, чтобы воздух в городе был чище? Можно закрыть заводы, и тогда воздух станет чище, но заводы закрывать нельзя - на них делают то, что необходимо людям: мебель, игрушки и т. д. На фабриках, заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества. Почему на природе - в лесу, на лугу - дышится легко? (Там чистый воздух.) Почему в лесу воздух чистый? (Там нет фабрик, машин, а есть много кислорода.) Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Больше растений - больше кислорода. Как же можно назвать растения? (Наши помощники, спасители.) Догадайтесь, что можно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? (Посадить деревья, кустарники.) А еще? (Не ломать, не губить деревья и кусты.) Когда человек долго не бывает на свежем воздухе, что с ним происходит? (Он плохо себя чувствует, болит голова.) Правильно. Прогулки на свежем воздухе укрепляют здоровье человека и улучшают его настроение. Правда, воздух на улице не везде одинаково чистый. Лучше гулять в лесу, в парке, подальше от автомобильных дорог, гаражей и заводов. Конспект занятия по экологии в старшей группе Тема: «Экологическая лестница» Цель: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические знания. Ход занятия: Воспитатель: « Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало. Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала». О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева? Дети: О весне. Воспитатель: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц? Дети: Дошла. Апрель. Воспитатель: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем? Дети: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, аночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки. Воспитатель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения и животные тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили? Дети: Растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена рассада, попугаи стали больше и энергичнее щебетать. Воспитатель: Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему? Дети: Не хватает солнца, воды, тепла. Воспитатель: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы? Дети: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем. Воспитатель: А если мы перестанем это делать? Что произойдет? Дети: Все завянет и погибнет. Воспитатель: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить, животное - само себя кормить. Мы взяли их к себе и обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду. Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит, Осенью питает, зимой согревает» Что это? Дети: Лес. Воспитатель: А почему вы так решили? Дети: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки. Воспитатель: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке, какую хочет. И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла. (Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему они поставили веточки к этому дереву.) Воспитатель: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев. Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое? Дети: Тепло, свет. Воспитатель: А что нам дает тепло, свет? Дети: Солнце. Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных? Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.) Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без… Дети: Насекомых. Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это? Дети: Птицы. Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы исоставили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором всеэтажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц? Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения. Воспитатель: А если убрать насекомых? Дети: Некому будет опылять растения. Воспитатель: А если убрать растения? Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет. Воспитатель: Хотим мы этого? Дети: Нет. Воспитатель: поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой. Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою планету»: « Есть одна планета - сад в этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно. Береги свою планету, ведь другой на свете нету».
|