Природа в жизни у дошкольников. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Болошина Ксения Алексеевна | |||
24.03.2020 18:17 | |||
Природа в жизни у дошкольников. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам нежной и особенно живой природы появляется очень рано. Дошкольники открывают для себя новый мир, стараются все пробовать руками, рассмотреть, понюхать, если можно, попробовать на вкус Очень важно, чтобы взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой и иногда человек не потеряет связь с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка.
Природа великий учитель. И. Г. Песталоцци отмечает, что это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям». Он писал: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка по все многообразие окружающей его природы… Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы». Экологическое образование, как комплексная проблема современности, стала объектом внимания философских, социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие. Первостепенную важность для развития экологического образования приобрели положения концепции устойчивого развития, принятой на конференции ООН по развитию охраны окружающей среды в и в концепции устойчивого развития России, принятой Президентом Российской Федерации, концепции экологического воспитания дошкольников. Задачами образования являются воспитание нравственно-эстетических компонентов регулирования отношений личности с природой, а также воспитание ответственности за состояние окружающей среды на уровнях ее организации: локальном, региональном и глобальном. Проблема формирования отношений детей к природе признается педагогической общественностью многих стран. С принятием законов РФ «Об окружающей природной среде» и «Об образовании» экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. В связи с этим возникли специальные программы: «Наш дом- природа» (Н. А. Рыжова), «Юный эколог» (С. Н. Николаева), «Планета-наш дом» (И. Г. Белавина), «Мы-земляне» (Н. Н. Вересов). В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Многие виды растений стали редкими. Исчезновение растений имеет тяжелые экологические последствия, так от одного вида растений зависит обычно существование 10-20 видов насекомых. Навсегда исчезли многие виды животных. Восстановить их невозможно. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. На мой взгляд, в этот период формируется начало экологической культуры, правильное отношение к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы. Учить детей различать и называть объекты природы, видеть их особенности, условия жизни, способы ухода нужно начинать с дошкольного возраста. Сделать так. Чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не созерцательной. Природная среда города в отличии от села, как правило ограничена. Ребенок, между тем, имеет определенный опыт наблюдений природных объектов и явлений на участке детского сада, в ближайших парках, в лесу. Дети начинают отделять себя от окружающего мира, в том числе живой и неживой природы. Они подолгу рассматривают заинтересовавшие их объекты и явления природы: ползущих гусениц, жука, падающие снежинки. Это позволяет им делать «открытия»: животные летают, ползают, плавают. Постепенно при активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений. Собственные мироощущения ребенка помогает ему понять состояние животных, растений (птицы зимой голодают, их нужно подкармливать). Дошкольники могут правильно оценить и свое построение, и похожее состояние животного. Они распознают намерение животных по их выразительному поведению (собака рычит-может укусить). Дети начинают понимать, что не только они, но и все живые существа (рыбки, кошки, птички) хотят есть, что без воды растения плохо растут и могут засохнуть. У дошкольников возникает сочувствие живому, переходящее в попытки содействия, помощи. Ребенок способен любоваться цветами, животными, пейзажами, радоваться тому. Что птички весело поют, у растения зеленые, сочные листья. В дошкольном возрасте образ мира ребенка эффективен, наполнен эмоциями, отношениями, тесно связан с оценками взрослого. Знания ребенок получает при эмоциональном общении с живыми объектами, тактильном контакте, прямом воздействии. Информация о внешнем виде, особенностях строения и поведения, переживания переносятся ребенком в общение и игру. Специфические качества животных (теплота, мягкость, упругость, пушистость) вызывают положительно-эмоциональную реакцию у детей; способность к общению, созданию оптимальных условий для удержания внимания. Животные — прекрасные «тренажеры» для развития восприятия и моторики, партнеры для игр. Кроме того, они активно принимают и отдают любовь и ласку. Растения не вызывают у детей такого интереса, как животные. Для привлечения внимания детей широко используются различные приемы: игровые персонажи (мишка. зайчик, лисичка), красивый привлекательный инвентарь. Основным принципом в отборе знаний является принцип научности. Он помогает включить в содержание основные идеи и понятия современного естествознания. Доступно для детей показывать связь растительных и животных организмов со средой обитания в разнообразной приспособленности к ней. Например: рыбы живут в водной среде, водной средой обусловлены их строение и образ жизни. Живые существа (растения, животные и человек) двигаются, дышат, питаются, чувствуют, размножаются. Второй принцип – это принцип доступности. Отбираются знания доступные освоению в соответствии с познавательными возможностями детей. Дети осваивают общие представления об объектах природы, видят только яркие особенности растений и животных: идет дождь – на земле лужи, стало холодно – надеваем шапку, шубу, варежки. Третий принцип – это принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. Отбирается содержание, способствующее развитие трудовой, игровой, познавательной деятельности детей. Малыши удивляются, когда встречают весной первый цветок, видят необычное явление (первый снег, распускающийся бутон). Знакомясь с растениями, дети учатся различать: их формы (трава, куст, дерево), их характерные признаки (у березки белый ствол, у елочки вместо листьев иголки). Каждому растению нужны все части: корень, стебель, лист. Необходимо знакомить детей со стадиями развития: из семян вырастают новые растения, с цикличностью (из семян появляется росток, листочки). Формировать представления о местообитании: растут в комнате, в лесу, на лугу, в парке, на клумбе. Воспитывать потребность по уходу за растениями, помогать взрослым. Знакомя детей с миром животных, формируются представления: о диких животных, о домашних животных, о птицах, о насекомых. Знакомить с тем, как размножаются животные (рождаются от других животных; от кошки – котенок, от курицы – цыпленок), взрослые животные большие, детеныши – маленькие. Животное живое, двигается, ест, для чего у него есть разный рот (клюв, пасть), дышит, для жизни необходимо место (жилище, убежище) свет и тепло. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит вдумчивее относится к природе. Приступая к работе, нужно выделить задачи:
Перспективное планирование дает возможность построить систему работы, учитывающую постепенное усложнение знаний, отбор методов и приемов воспитания отношения и поведения в природе. Выбор методов определяют возрастные возможности и индивидуальные особенности детей. Особое значение имеют наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наглядный материал, один из методов. который используется в работе; дидактические картины, репродукции художественных картин, фотографии, модели. При отборе наглядного материала нужно учитывать возрастные возможности восприятия детей. Для того, чтоб лучше обобщать и систематизировать знания детей о природе, используются модели /предметные/. Аквариум –биом водоема, заводная игрушечная рыбка. С помощью ее формируется у детей представления о внешнем виде рыб. С помощью дидактических игр уточняются, закрепляются, расширяются представления о растениях и животных. При этом они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, обогащают словарь. Чтоб сообщить детям о новых, неизвестных им фактах, используется рассказ. При подготовке к составлению рассказа нужно следовать требованиям: -Выявить, что детям известно о сообщаемом явлении. -Тему рассказа выбирать с учетом содержания знаний, определенного программой. -Подбирать точные, яркие слова, обогащая речь детей. -Рассказ должен быть кратким и тесно связанным с жизненным опытом. -Сопровождаться демонстрацией иллюстраций, фотографий. Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней можно через труд В процессе труда формируются навыки и умения в единстве со знаниями. Дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных, от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Работа с родителями не менее значима в воспитании дошкольников. Пропаганда экологических знаний среди взрослых – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры людей, которые воспитывают маленьких детей в семье. Родители участвуют в подготовке развлечений, разучивают вместе с детьми стихи о природе, готовят необходимые костюмы, участвуют в озеленении игрового участка. Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
|