Педагогический проект «Войди в природу другом» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Кожанова Валентина Николаевна | |||
01.12.2016 00:11 | |||
Педагогический проект «Войди в природу другом» Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать, Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. Информационная справка
МКДОУ Детский сад № 9 «Лесная сказка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному и речевому развитию детей. Участок детского сада в летнее время утопает в зелени. Вблизи детского сада состояние окружающей природной среды из-за бездумного и потребительского отношения жителей поселка являет собой отрицательный пример влияния человека на природу. Педагоги нашего учреждения решили эту проблему улучшением условий для знакомства с объектами природы на самой территории детского сада собственными силами, с привлечением родителей воспитанников и с помощью действия законов природы. За несколько лет «появился» Уголок леса. Растения «живут» уже в естественных для них условиях. Влияние человека, на данный момент, заключается в продуманной посадке недостающих для наблюдений растений и поддержании в нужном состоянии экологической тропинки (безопасной для детей и самих растений). Проект имеет в названии смысловую установку для ребенка «Стань для природы другом». Дошкольники ищут ответы на вопросы, как стать другом природы и, что для этого нужно делать? Для ребенка – понятие «друг» знакомо по практике социальных отношений. Задачи социально-нравственного развития направлены на формирование у дошкольников понятий «зеленый друг», «друзья природы», навыков отношения к природе по принципу «не навреди», «можешь – помоги». Автор проекта: Кожанова Валентина Николаевна, воспитатель высшей категории Классификация проекта:
Практическая цель: организовать содержательный и интересный досуг детей в условиях природного пространства детского сада. Создать продукты детской и взрослой деятельности. Педагогическая цель: повысить результат педагогической деятельности по экологическому воспитанию на объектах экологической тропы детского сада. Задачи:
Презентация работы по проекту:
Материалы к опыту работы Паспорт экологической тропы детского сада «Лесная сказка» Постановление о создании учебной экологической тропы: решение педагогического Совета от 28. 09. 2007 года Задачи учебной тропы: просвещение, обучение и воспитание детей в духе бережного отношения к природе. Краткое описание маршрута Тропа проходит по территории детского сада. Состоит из участков:
Тропа оформлена знаками, вход в уголок леса – планшетами, у края уголка леса – стенд с планом и знаками. Исторические сведения об окружающей среде: Детский сад был открыт 2 июля 1979 года. Тополя, берёзы, осины, клён, черёмуха, абрикос, ива, боярышник, ольха были посажены с 1980 года. В последние годы посадки пополнились разного вида растениями: кустарниками, деревьями, травами. Описание экскурсионных объектов на маршруте.
«Огородные чудеса» Фольклорно-экологическое развлечение для детей старшего возраста в летний период на огородном участке детского сада. Использован текст хоровода из журнала «Воспитатель ДОУ» №6, 2008 год, стр. 75 Участники – воспитатели в ролях (Бабушка, Пугало), музыкальный руководитель, дети. Цель – Установить Пугало на огороде в игровой форме. Закрепить названия овощей на грядках. Доставить детям радость. План развлечения «Ура! Ура! Воскресным днём мы в гости к бабушке идём»! – звучит песня в исполнении детей при подходе к огородному участку. А вот и Бабушка встречает детей. - Ой, внучата мои дорогие! Пришли бабушку проведать! А я как раз собралась на огород за овощами. Борща хочу сварить, да пирожков испечь. Дедушка на рыбалку рано утром ушёл. А вы мне поможете овощи собрать и донести? А кто мне подскажет, какие овощи мне для борща нужны? А чтобы легче было догадаться, смотрите на грядки – ищите отгадки.
«А ещё в борщ добавлю фасоли для вкуса. А для аромата сорву укропчик и петрушечку. - Вот тебе, внучка Иринка, корзинка. Сходи в дальний конец огорода, сорви капусты вилок». Даёт девочке корзинку, та идёт по огороду. Бабушка приговаривает, а все дети за ней повторяют: «Иди мимо грядки с морковкой, иди мимо грядки со свеколкой, мимо грядки с лучком, с картошкой». Ира подходит, и слышит голос: «Кыш! Кыш!» «Ой»! — она поворачивается и бежит с огорода с пустой корзинкой. - «Ой, бабушка, боюсь! Там «кыш» не пускает»! - «Иди, сходи ты, внучка Юлечка»! Ситуация повторяется. Можно попросить и внука принести, но он тоже должен поддержать игру. - «Ой, внучата, как нам быть? Борщ – то, как же мне сварить? -Дети предлагают пойти всем вместе. - Бабушка: «А чтобы не так страшно было, давайте храбрости в хороводе наберёмся!» - Поют на мотив русской народной мелодии «Хоровод» Есть у нас огород, Вот такой ширины, Выходи, покажись, Лучше с нами подружись! 2 раза последние две строчки. - Дети идут по одному в колонне змейкой мимо грядок, приговаривают слова. Дети подходят к Пугалу, накрытому покрывалом. Оттуда слышно «Кыш! Кыш»! - Бабушка: «Ой, батюшки, страсти-то какие! Это кто же моих внучат пугает, за капусткой не пускает?» Снимает покрывало, там стоит Пугало. - Это ты внучат пугал, это ты внучат прогнал? Пугало отвечает: «Я не внучат пугаю, а ворон с огорода прогоняю, чтобы не клевали горох и кукурузу». (За Пугало может отвечать либо магнитофонная запись, либо спрячется человек). Бабушка: «Ну, вот! А вы испугались! А Пугало-то на огороде для дела нужно – ворон отпугивать, наш огород охранять. А я для Пугала ещё одно дело придумала, хотите и вас научу?» - Дети двигаются под слова стихотворения В. Степанова «Глупое пугало» из сборника стихов «Про меня и муравья» С неба дождик моросит, В листьях сада шелестит. На одной ноге привстань, С неба радугу достань! Бабушка: «Вот и набрали мы с вами овощи для борща. Богат наш огород! А я вас ещё редиской угощу». Дети помогают вырвать редиску покрупнее, складывают её в корзинку. Помощник воспитателя обрывает ботву и уносит мыть редиску. Затем идёт угощение детей. Бабушка задаёт вопросы: А редиска, какая на вкус – сладкая? кислая? горькая? А с чем её едят – с сахаром? с мёдом? с солью? Ну что же, внучатки, спасибо вам за помощь, будет теперь деду борщ! А вы ко мне ещё в гости приезжайте. А я вас пирожками с капустой угощу. А Пугало наше огород будет охранять, хоть оно и не страшное! Конкурс знатоков природы Участвуют 4 команды детей. Правила соревнования:
Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизировать имеющиеся знания. Материал: Кубы с картинками на шести гранях по темам: животные, морские обитатели, растения. Вопросы в конвертах по темам. Волшебные ящики с природными материалами (лист, ракушка, гриб, шишка). Иллюстрации животных. Композиции, природный материал для художественных композиций. Правила игры: дети по очереди бросают куб и отвечают на вопросы из той категории, условное обозначение которой оказалось на верхней его грани. Условные обозначения: «Дерево» – лес, растения, травы. на 1 балл каждой команде по очереди. 1. Не заботясь о погоде, 3. Никто не пугает, а она вся дрожит. В сарафане белом ходит, (Осина) А в один из теплых дней 4. Белые овечки бегают по свечке. Май сережки дарит ей. (Верба) (береза) 2. Что же это за девица? (елка) На 2 балла - В какое время года на деревьях не бывает листвы? (зимой) На 3 балла Игра «Четвертый лишний» Выбрать одно лишнее слово: - Сосна, лиственница, береза, ель Вопросы к теме «Животные» На 1 балл 1. Хвост пушистый, 2. Сердитый недотрога 3. Он в берлоге спит зимой 4. Пусть я слишком длинноух На 2 балла - Как проводит зиму еж? (спит) На 3 балла Игра «Четвертый лишний» Выбрать одно лишнее слово. - Медведь, крокодил, лиса, заяц Вопросы к теме «Рыбы» На 1 балл 1. Морская царица (акула) 2. У родителей и деток вся одежда из монеток Кто это? (рыба) 3. Какого ежа окружает вода? (рыба-еж) 4. В воде она живет. Нет клюва, а она клюет. (рыба) На 2 балла - Кого из морских обитателей считают спасателями? (дельфины) - Какое морское животное самое крупное в мире? (морской кит) - Какая рыба похожа на пилу? (рыба-пила) - Какое лекарство делают из водорослей? (Йод) На 3 балла Игра «Четвертый лишний». Выбрать одно слово: - Чем дышат рыбы? (носом, клювом, жабрами, хвостом) 2. Черный ящик (Каждой команде выносят ящик по очереди) Первый ящик: Растет в лесу, можно встретить под ногами, бывают съедобные и несъедобные, можно жарить, можно варить суп (грибы) Второй ящик: Растет на деревьях, можно встретить в лесу, внутри орешки (шишка) Третий ящик: Растет на дереве, зеленого цвета, осенью меняет цвет и падает (лист) Четвертый ящик: Живет на дне моря, выбрасывается на берег, чей-то домик (ракушка) 3. Загадай животное Команда соперников угадывает, какое животное «изобразили» дети. 4. Сделай композицию из природного материала (ветки, цветы, сухие листья, корешки, вазы) Награждение — Грамота победителям и всем детям сладкие призы от лесных обитателей – печенье «орешки» и сок. Правила поведения в лесу (обсуждение перед прохождением экологической тропы детского сада)
Экологические ситуации (обсуждение ситуаций на отдыхе возле кострища) Задание: выберите один правильный вариант ответа или несколько дополняющих друг друга. Ситуация 1. Вы на рыбалке поймали крупную и мелкую рыбу. Что вы будете делать с мелкой рыбой?
Ситуация 2. Ребята в огороде поймали крота. Как ты поступишь?
Ситуация 4. Шли по лесу. Увидели тлеющие угольки костра. Что надо с ними сделать?
Ситуация 5. Ты пошёл в лес за ягодами.
Ситуация 6. Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь?
Ситуация 7. Ваша кошка только что поймала птичку. Что вы будете делать?
Ситуация 8. Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Ваши действия.
Ситуация 9. Вася и Лёша были в походе. Они решили устроить привал. Выбрали правильно место для костра, захотели развести огонь. Для костра нужны свежие ветки, потому что огонь лучше разгорается.
Ситуация 10. В мусорном бачке горит мусор. Что вы будете делать?
Ситуация 11. После похода остался мусор. Ваши действия.
Ситуация 12. Птенец прыгает по дорожке. Твои действия.
Ситуация 13. Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия.
Ситуация 14. Когда в лесу Вася и Лёша собирали грибы, то несъедобные грибы они сбивали палками. Правильно поступали ребята?
Ситуация 15. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?
Ситуация 16. Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать?
Ситуация 17. Вы увидели незнакомое растение с аппетитными плодами. Кажется, что вы когда-то ели подобные ягоды. Ваши действия:
Ситуация 18. Ранней весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне распустились первые подснежники. Что ты сделаешь?
Ситуация 19. Твой брат принёс из леса ёжика. Что ты посоветуешь брату?
|