Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Отчет по экологическому воспитанию в старшей группе
Занятия по Экологии
Автор: Дружкина Светлана Павловна   
22.12.2019 13:44

Отчет по экологическому воспитанию в старшей группеОтчет по экологическому воспитанию в старшей группе

В старшей группе осуществлялась реализация программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

Цель: формирование основ экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Задачи: формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

В начале года для реализации программы с детьми была проведена диагностика, с целью оценки уровня знаний по экологическому образованию.

С целью определения уровня экологической воспитанности дошкольников с помощью несложных бесед, наблюдений, заданий, вопросов, опытов были выявлены знания детей.

 

На протяжении всего учебного года были проведены различные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений за растениями, животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

В течении учебного года систематически читали литературные произведения В. Бианки: «Прячутся», «Мышонок Пик», «Хвосты», «Приспособился», «Синичкин календарь» и многие другие, сюжеты которых доступны и привлекательны для детей, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

Осенью был проведен цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка: осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий, строения, сравнения разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху. Дети увидели назначения всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена.

Дети любовались цветами: красотой астр, гладиолусов, цинний, бархатцев; с удовольствием собирали семена цветов на следующий год. Дети отметили, как красивы клумбы с цветущими растениями.

На огороде вместе с детьми определяли готовность плодов к сбору урожая, планировали предстоящую работу.

Дети познакомились со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями: учись рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики, обозначающие дни недели; развивали интерес к наблюдениям за природой.

Ежедневно проводилась работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы: наблюдения за погодой, результаты наблюдения фиксировались в календаре природы. Во время наблюдений за природой дети собирали на участке опавшие с деревьев и кустарников листья, чтобы засушить их и сделать гербарий. Осенью листья разноцветные, очень красивые. В другие сезоны деревья и кустарники выглядят совсем иначе.

Были проведены наблюдения за хомяком: «Как хомяк делает запасы?», «Хомяк – чистоплотный зверек», «Как хомяк делает запасы?», «Что и как ест хомяк?», «Как хомяк отдыхает?», «Когда хомяка трудно заметить?», «Какой хомяк и чем он отличается от мышонка?» дети увидели, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо – запасать ее, выяснили, как зверек ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользуется туалетом, какие при этом совершает действия; выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня; понаблюдали за тем, в какой позе он спит, в каком месте; уточнили представления детей о маскировочной окраске хомяка; уточнили внешние особенности зверька. При обсуждении результатов наблюдения дети выяснили, что хомяки днем больше отдыхают, к вечеру становятся более активными, а ночью бодрствуют.

Интересным было занятие: «Растения в нашем уголке природы», в котором дети уточнили представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомились с влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. Были проведены ряд опытов с комнатными растениями, в которых выяснили, что растения улучшают воздух в группе – выделяют кислород, без тепла, воды и света растение погибнет. Продолжается индивидуальная работа с дежурными по уголку природы. Воспитатель руководит ими так же, как в предыдущие недели.

Во время проведения занятия: «Лошадь и овца – домашние животные» у детей сформировались обобщенные представление о том, что лошадь и овца – домашние животные (живут вместе с человеком, не боятся его; используются в хозяйстве; человек заботится о них, создает все условия для их жизни); закрепили представление о том, что корова и коза – домашние животные.

С наступлением холодов была организована зимняя подкормка птиц. Родители изготовили и развесили кормушки на участке. Ежедневно организуя подкормку птиц у детей появились привычки собирать крошки хлеба и во время прогулки оставлять их в кормушках; регулярная подкормка птиц обеспечивала птицам регулярное питание.

В декабре прошла акция: «Зеленая елочка – живая иголочка». В акцию входили такие мероприятия: цикл наблюдений за елью, растущей на участке или в ближайшем окружении, изготовление и распространение плакатов о сохранении елей, использование искусственной ели в новогодние праздники, украшение ели на участке детского сада, подсчет выброшенных на улицу елок после новогодних праздников. С целью бережного отношения и сохранения ели.

Были проведены ряд наблюдений: «Как узнать ель?», «Какие у ели иголки?», «Сравнивание ели с игрушечной елкой», «Сколько лет нашей ели?», «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь?», в которых дети рассмотрели особенности строения и отличия от других деревьев, выяснили, что ежегодно у ели вырастают новые ветки, увидели отличие настоящей ели от игрушки, выяснили, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели — сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли, если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.

Было проведено развлечение: «Станем юными защитниками природы» с целью бережного отношения к ели, умения детей отличать хорошие, добрые поступки от иных. У детей появилось желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.

В зимний период года регулярно проводились ежедневные наблюдения за

погодой, велась работа с календарем природы. В календаре дети изображали состояние живой природы, измеряли глубину снега снегомером.

Наблюдая за погодой, дети обращали внимание на красоту различных зимних явлений природы: тихо падающий или крутящийся в вихре ветра снег, деревья и земля, укрытые свежевыпавшим снегом, и т. п. Хорошие поступки, доброе отношения к животным, уход за растениями в уголке природы регулярно отмечались в «Панораме добрых дел».

В январе-феврале проводился цикл наблюдений за попугаем: «Чем попугаи отличаются от воробьев и ворон?», «Чем попугаи похожи на ворон и воробьев?», «В хороших ли условиях живут попугаи?» «Как попугаи отдыхают и спят?», «Красивы ли наши попугаи?» дети рассматривали попугая, выявили особенности в строении, отличие от других птиц, сравнили внешний облик и поведение птиц, выяснили какие условия нужны, для птицы, живущий в неволе: просторная клетка, свежая вода, разнообразный корм; птицы иногда отдыхают днем, а спят ночью; отметили красоту попугая.

В феврале с детьми посадили на рассаду: помидоры, перцы, астру. В течение нескольких месяцев наблюдали за ростов лука и рассадой. Посадили луковицы с целью, создания для них разных условий: для одной – тепло, воду, свет; для другой – тепло, воду, темноту; для третьей – холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, дети на конкретном примере убедились о значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений. Регулярно дежурные задание поливали огород на окне, внимательно его осматривали и фиксировали результаты.

В конце наблюдения дети выяснили, какие условия являются самыми лучшими для роста лука: тепло, свет, вода.

В марте-апреле проводился цикл наблюдений за аквариумными рыбками: «Кто живет в нашем аквариуме?», «Сравним золотых рыбок по внешнему виду», «Какие условия нужны золотым рыбкам для жизни?», «Что и как едят рыбки?», «Как плавают золотые рыбки?», «Как рыбы дышат?» дети уточнили, что в аквариуме живут рыбы разных видов, растения, улитки; уточнить названия рыб, особенности внешнего строения, характерные различия, отметили красоту водных обитателей и условия обитания; расширили представления о кормах для рыб, особенностях их передвижения в воде и дыхании. При наблюдение за обитателями уголка природы использовались следующие методы: рассказ, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

С наступлением весны на участке детского сада проводились ежедневные наблюдения за погодой, сезонными изменениями природы, осуществлялась работа с календарем. Дети обратили внимание на весенние явления природы: объединение птиц в пары, начало строительства гнезд, появление проталин, яркое солнце, сосульки и капель. Особенно интересны появляющиеся цветы мать-и-мачехи, за ростом которых проводился цикл наблюдений: «Мать-и-мачеха – первые цветы на участке», «Где можно найти мать- мачеху?», «Какие листья у мать-и-мачехи (почему ее так назвали) дети радовались первыми весенними цветами, познакомились с их названием, с особенностями строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку; выяснили, что цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег.

В апреле провели развлечение: «День Земли», с целью бережного отношения к природе, к насекомым, животным леса. Дети с удовольствием участвовали в данном мероприятии: отгадывали загадки, ребусы, читали стихи о природе, пели песни.

В теплые солнечные дни на участке обнаружили маленьких, но хорошо знакомых детям жучков – божьих коровок. Они доступны для наблюдения и имеют много приспособительных особенностей, поэтому мы провели цикл наблюдений за этими жучками: «Где можно найти божью коровку?», «Рассматриваем божью коровку», «Как божья коровка передвигается?», «Чем питается божья коровка?», «Как божья коровка защищается от врагов?» дети уточнили представление о внешнем виде, строении; выяснили, что божья коровка – жучок-хищник питается тлей, тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питаясь тлей, оздоравливает растения; в случае опасности выделяет специальную жидкость, которая отпугивает других насекомых.

Май – время одуванчиков. Проводились наблюдения за одуванчиками: «Где растут одуванчики и как их можно узнать?», «Чем одуванчик отличается от мать-и-мачехи?» уточнили представление о строение, форме цветка, увидели различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев и сравнить ее с одуванчиком.

На протяжении всего учебного года было сделано ряд дидактических игр экологической направленности: «Чудесный мешочек», «В мире животных», «Чьи следы», «Угадай и назови цветы», «Кто, где живет», «Птицы нашего края» и другие. Были оформлены альбомы: «Времена года», «Природа нашего края», «Красная книга Саратовской области», «Комнатные цветы и уход за ними»; тематические альбомы: «Цветы», «Дикие и домашние животные», «Птицы» и другие. При реализации программы «Юный эколог» были оформлены плакаты: «Берегите ель!», «Жизнь лесных обитателей весной»; были созданы модели: «Глобус», «Модель времени года (в виде птицы)», «Модель детского сада и его территории».

В мае проводилась диагностика уровня экологической воспитанности детей: наблюдения в процессе труда в уголке природы, взаимодействия с объектами природы во время прогулок на участке детского сада.

Выводы: Дети с удовольствием кормят рыбок, ухаживают за черепахой, сеют овес для попугая в зимний период, сажают семена огородных и цветочных культур; поливают и собирают урожай; помогают взрослым убирать участок от листьев; сгребают снег под деревья и кусты, самостоятельно ухаживают за комнатными растениями, умеют определять потребность в поливе, срезают сухие листочки, разрыхляют землю. В течение года дети систематически выполняют обязанности дежурных в уголке природы, на огороде и цветнике, а также выполняют работу всем коллективом.

Каждое наблюдение, каждая беседа с детьми на прогулке, на занятии прививает детям любовь и бережное отношение к природе.

На протяжении всего учебного года дети расширили знания о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами, сформировались у детей обобщенные представления о временах года, о домашних животных и др.

Таким образом, в нашей группе мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой, трудовой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности экологической направленности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год