Экологический проект по теме «НИКОМУ НЕ НУЖНЫЙ ПЁС» (для детей дошкольного возраста) |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Тюнькова Валентина Александровна | |||
27.06.2019 00:30 | |||
Экологический проект по теме «НИКОМУ НЕ НУЖНЫЙ ПЁС» (для детей дошкольного возраста) 2018 – 2019 уч. г. Подготовили: воспитатель высшей категории Тюнькова В.А. инструктор по ФК Семёнова Н.И. 2019г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Радуга» с приоритетными направлениями интеллектуального, эстетического и физического развития воспитанников. Не бросайте животных... Эльчин Сафарли Актуальность: Проблема существующих бездомных животных является одной из актуальных проблем нашего города и имеет неблагоприятные экологические и социальные последствия. Также бездомность вызывает большие страдания животных, их гибель и санитарный риск человечеству. Собаки являются разносчиками экто и эндо паразитов, возбудителей кишечных заболеваний. Сами они нередко становятся жертвами со стороны людей и даже садизма.
«Мы в ответе за тех, кого приручили — сказал в начале 20 века Антуан де Сент-Экзюпери». К сожалению, фраза эта звучит так часто, что потеряла истинный смысл. Люди заводят домашних животных, не сознавая всей меры ответственности. Вдоволь наигравшись, они выбрасывают питомца на улицу. В России бродячих четвероногих больше, чем в другой стране. Безответный людям проще выкинуть или усыпить «бедолаг», чем пристроить в надежные руки. Проблема: Роль собак в воспитании, социализации, прививании правильных нравственных начал детям очень велика и благотворна. Собаки учат ответственности, вдумчивости, верности, постоянству чувств. Дети, наблюдавшие доброе отношение к животным и приученные относиться к ним по-хорошему, значительно реже проявляют жестокость по отношению к кому бы то ни было, в том числе и к окружающим людям. Но с другой стороны, общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильным в силу целого ряда причин: прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, ребенок, удовлетворив свою любознательность, втягивает его в свою игру. А без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка. Поэтому, еще в дошкольном возрасте, детям необходимо прививать правила экологической культуры. Основание для создания проекта: «Не навреди!» — одна из заповедей общения человека с природой. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Цивилизованность общества в значительной степени определяется отношением к соседям по планете – животным. Чем цивилизованнее общество, тем больше понимание того, что человек на Земле не главный. Многое бы потерял человек в жизни, не будь в этом мире братьев наших меньших – собак. Многие тысячелетия собака доказывает человеку свою верность и преданность. Вид проекта: исследовательский Длительность: средней продолжительности Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели. Цель проекта: Развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанного и правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности. Задачи: Обучающая: Совершенствовать знания детей про природное окружение, как целостный мир, формировать познавательный интерес к миру животных, природе родного края. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животными. Дать представление о жизни домашних животных- собака, происхождение, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи с дикой природой. Формировать доброе отношение к животным, соблюдая при этом правила общения с ними. Развивающая: Развивать умение детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач, четко отвечать на вопросы воспитателя, развивать внимание, творческое воображение, мышление, память, Активный и пассивный словарь, развивать умение составлять небольшие творческие рассказы. Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения. Развивать творчество, креативность, любознательность у участников проекта. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных. Социализирующая: Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения. Совершенствовать формы взаимодействия с семьями воспитанников, повышать активность родителей, как участников проекта, формировать навыки коллективного труда, организаторские способности, развивать самооценку, самоконтроль, создать условия для реализации познавательной и социальной активности детей, воспитывать желание оказывать помощь, чувство ответственности. Воспитательная: Формировать доброе отношение к животным, соблюдая при этом правила общения с ними. Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным. Основные средства реализации проекта:
Функции участников проекта:
Ожидаемый результат: Овладение знаниями о собаке как о друге и помощнике человека, об особенностях внешнего вида, повадках собак; о безопасном поведении с животными. Овладение элементарными навыками продуктивной деятельности. Проявление заботливого и ответственного отношения к животным – собакам. Этапы реализации проекта 1 этап. Подготовительный Данный этап направлен на мотивацию детей и родителей к предстоящей деятельности и поиск ресурсов. Беседуя в группе о бездомных животных, мы выяснили, что дети довольно часто встречают их в городе и пришли к выводу, что им надо помочь, предположили, что даже дети детского сада могут помочь бездомным животным. Задачи. Выявить уровень знаний детей о собаках, отношении к ним. Привлечь внимание детей к разнообразию пород собак и их способности оказывать помощь людям. Информировать родителей о том, какую пользу приносит домашний питомец в развитии эмоциональных качеств, трудолюбия, сдержанности ребенка. Познакомить и обсудить задачи и план мероприятий по проекту Деятельность педагога, детей и родителей Деятельность педагога
Совместная деятельность педагога с детьми Проблемные ситуации "Как собака и человек стали жить вместе?" "Как собаки приспособились жить в мире людей?" С помощью метода трех вопросов мы выяснили: Искренняя заинтересованность детей помогла нам привлечь родителей к реализации проекта. Они помогали детям отвечать на поставленные вопросы используя интернет, телевидение, литературу. Диагностика. Анализ полученных результатов Просмотр документального фильма «Необычные истории» Работа с родителями
Задачи. Дать представление о многообразии пород, особенностях внешнего вида собак, расширять кругозор воспитанников. Формировать интерес к познавательной литературе о собаках. Познакомить детей с интересными фактами из жизни собак. Воспитывать интерес, желание заботиться. Формировать интерес к художественной литературе, учить связно, выразительно пересказывать текст без помощи взрослого Учить лепить животных, передавая их характерные особенности. Расширять знания детей о предметах ухода, продуктах питания животных. Познакомить детей с особенностями поведения собак различных пород. Закрепить правила безопасного поведения с собаками. Закрепить знания детей о том, какую помощь могут оказать собаки людям разных профессий, развивать кругозор. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Продолжать знакомить с особенностями жизни бездомных животных. Показать на примере художественного произведения особенности взаимоотношений различных животных. Учить детей рисовать собак различных пород в движении, правильно передавая строение и величину. Закреплять умение работать в коллективе, согласовывать игровые действия. Воспитывать любовь к природе, желание с нежностью относиться ко всему живому. Закреплять знания о профессии ветеринара. Развивать умение принимать на себя главную роль в игре. Воспитывать чуткое, заботливое отношение к животным. Закреплять правила безопасного обращения с собаками. Учить детей выполнять поделку способом оригами. Совершенствовать творческий подход к делу, самостоятельность, аккуратность. Направить родителей на совместную деятельность с детьми по проекту. Развивать желание родителей оказывать посильную помощь в пополнении и обогащении развивающей среды группы. Формировать интерес к объекту проектной деятельности, развивать творчество и любознательность участников проекта, желание вносить свой вклад в общее дело. Привлечь родителей к пополнению мини- музея экспонатами. Развивать у родителей желание оказывать помощь в оформлении предметно-развивающей среды группы. Формировать у родителей позицию активного и заинтересованного участника педагогического процесса. Воспитывать чувство гордости за результат совместной деятельности со своим ребенком по проекту. Деятельность педагога, детей и родителей Игровая деятельность: Дидактические игры — «Угадай по описанию», «Чей домик?», «Угадай породу», «Придумай кличку ласково». Пазлы- «Домашние животные». Сюжетно-ролевые игры- «Скорая помощь», «Ветеринарный центр». Подвижные игры — «Охотники, зайцы и собаки», «Чудесный шарик», «Воробьишки и кот», «У кого мяч?», «Лохматый пес». Коммуникативная деятельность. Беседы: «Почему собака кусает?», «Домашние животные и ребенок», «Почему дети обижают животных», «Как вести себя с незнакомыми животными», «Расскажи о животных, которые живут у тебя дома», «Как ухаживать за животными», «Если бы я нашел щенка». Прослушивание песен: «Пропала собака» муз. В. Я. Шаинского, «Маленькая страна» И. Николаев, «Не дразните собак» Е. Птичкин, М. Пдяцковский Заучивание стихотворений: «Собачкины огорчения» Б. Заходер, «Бездомный пес» В. Плющиков, «Мой пес» А. Барто, «Мой щенок» С. Михалков, «Бродячая собака» Ю. Мориц Коммуникативные игры: «Назови породы собак», «Ласковые клички собак» Художественная литература: «Пудель» С. Маршак, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Усатый полосатый» С. Маршак, «Дворняжка» Г. Новицкая, «Первая охота» В. Бианки, «Бочонок- собачонок» Б.Заходер, «Дружок» Н.Носов, «Почему собаки так быстро едят?» А. М. Шмидт, «Про собаку, у которой не было имени» Т. Г. Николаева, «Белка и Стрелка» С. Георгиев, «Как собака друга искала» Е. Агинского Пальчиковые игры: «Собачка», «Про кошку», «Пес Барбос», «Прятки», «Мы играли», «Две маленькие собачки» Конструирование: Из конструктора — «Будка для собаки», «Собачка-дворняжка», «Домашние животные», «Питомник для бездомных собак» Из подсобного материала — «Породы собак» (из бросового материала) «Такса» из природного материала Ручной труд — «Собака-друг человека» (оригами), аппликация из бумаги «Пудель», аппликация из ниток «Овчарка» Продуктивная деятельность: Рисование: «Мой щенок» — красками, «Мой маленький друг» — карандашами, «Овчарка на страже Родины» — аппликация+ рисование. Аппликация: «Пудель» из бумаги, аппликация из ниток «Овчарка», «Такса» обрывная аппликация. Лепка: «Собака со щенком» — из пластилина, «Щенок» из соленого теста. Рассматривание репродукций и картин: «Собака со щенятами» Веретенникова, наглядное пособие «Домашние животные» Театрализованная деятельность: Инсценировка «Никому не нужный пес» Взаимодействие с родителями:
Презентация проекта. Выставка рисунков «Всем на свете нужен дом» и игрушек для бездомных животных. Театрализованное представление «Никому не нужный пес» Изготовление книжек-малышек «Породы собак» Результаты реализации проекта. Реализация проекта «Никому не нужный пёс» по повышению уровня познавательного интереса в рамках экологического воспитания дошкольников показал свою эффективность:
дети всей группы принимали участие в изготовлении листовок, сувениров для детей из других групп и других садов, в организации выставки рисунков бездомных животных;
Реализация проекта помогла детям почувствовать, что они могут делать добрые дела и их забота нужна братьям нашим меньшим, что земля наш общий дом и для людей, и для животных и мы несем ответственность, за то чтобы она была уютным домом для всех живущих на ней.
|