Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!»
Занятия по Экологии
Автор: Гулевская Ольга Сергеевна   
27.08.2018 22:34

Экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!»Экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!»

Автор:

Гулевская Ольга Сергеевна Воспитатель разновозрастной группы «Росинка», первая квалификационная категория 2016г Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Чайка» 652100, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт. Яя, ул. Пионерская, 5

Пояснительная записка

В современных условиях экологическое воспитание дошкольников приобретает особую актуальность и остроту. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

 

Скачать конспект

Птицы – самые замечательные проявления жизни на нашей планете. На Земле нет такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, в России обитает около 800 видов.

Птицы завораживают людей и служат источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов и мечтателей, страстно желавших оторваться от земли и подняться в синее небо. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение, ведь именно птицы окружают нас круглый год. Сотни видов птиц во всем мире, места их обитания нуждаются в охране. Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время?

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители поселка – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Самый доступный и распространенный вид заботы – развешивание кормушек и подкормка птиц.

Чтобы выяснить, действительно ли эта проблема является актуальной сегодня, мы решили среди своих воспитанников провести опрос-беседу. Предложив детям, демонстрационный материал с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, дятел, голубь и сорока) выяснила, что не все ребята имеют полное представление о среде обитания птиц, условия их жизни и особенности существования, у большинства детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Из полученных результатов мы сделали вывод, что проблема по охране птиц очень актуальна и важна для нас.

Поэтому мы решили реализовать экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!» с целью расширить знания детей о зимующих птицах нашего края. В совместной работе с родителями, повысить экологическое сознание детей, стимулировать желание помогать птицам и помочь детям оценить поведение человека в природе.

Мы считаем, что включение данной работы в повседневную жизнь позволит привить детям любовь и уважение к природе родного края.

Цель проекта: привитие любви и бережного отношения к родной природе, через оказание помощи пернатым зимой. Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Привлечение детей и их родителей к природоохранной акции «Покормите птиц зимой»

Задачи проекта:

Образовательные: формировать у детей экологические представления о природе и её защите, правилах поведения в природе, о зимующих птицах, расширить кругозор детей и словарный запас. Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями образа жизни птиц, показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена.

Развивающие: развивать интерес к зимующим птицам, познавательную активность, творческие способности, навыки исследовательского поведения.

Воспитательные: привлечь внимание детей к проблеме зимующих птиц, их выживанию. Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе, к птицам, потребность в заботе о зимующих птицах.

Вид: групповой.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (4 месяца).

Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастной группы «Росинка» (3-7 лет), их родители (законные представители).

Место проведения: экологическая зона детского сада, музыкальный зал, групповая ячейка, семья.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта (сбор информации о зимующих птицах нашего края; изучение методической литературы).

Разработка проекта.

Накопление методических материалов по теме.

II этап – основной (практический):

Содержание работы в процессе реализации основного этапа:

  1. С дошкольниками: внедрение в образовательную деятельность эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах через организацию видов детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, трудовая деятельность, восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное, режимные моменты и самостоятельной деятельности.
  2. Работа с родителями (законными представителями)
  3. Работа с педагогами

III – заключительный этап:

Подведение итогов проектной деятельности, анализ достигнутых результатов;

Оформление результата проекта в виде презентации.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • расширение интереса и кругозора детей о зимующих птицах, о потребности в заботе
  • развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности, творческих способностей, навыка исследовательского поведения
  • участие в совместной деятельности (забота о птицах)
  • привитие любви и бережного отношения к родной природе, самостоятельности и трудолюбия.

Для родителей:

  • вовлечение в совместную образовательную деятельность (реализация экологического проекта)
  • повышение компетенции в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Для педагогов:

  • повышение профессиональной компетентности в проектной деятельности
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию.

Продукт проектной деятельности:

рисунки, поделки детей; кормушки, изготовленные детьми с родителями; фотографии детей, кормящих птиц; маски птиц, настольные и дидактические игры, тематический альбом «Зимующие птицы», картотеки наблюдений за зимующими птицами, дидактических игр и упражнений, стихов, рассказов, загадок, пословиц.

Заключение

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н. Николаева.

Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе, а педагог владеет определенными знаниями в области экологии.

Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, трудовой деятельности, экскурсий, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач), а также самостоятельной деятельности детей.

Проект способствовал формированию элементарных экологических представлений:

  • анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе
  • называть зимующих птиц: синицу, снегиря, голубя, ворону, воробья, сороку
  • формировать представления о зимующих птицах и о помощи человека природе.

Данный проект будет продолжен в акции «Каждому скворцу – по дворцу!» (изготовление и развешивание скворечников на территории детского сада к Международному Дню птиц – 1 апреля 2017 года).

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью природы.

Список литературы

  1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир: Я и мир вокруг / А. А. Вахрушев. – М.: Баласс, 2012. – 192 с.
  2. Гин, А. А. Окружающий мир / А. А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 144 с.
  3. Горьканова, А. Н. Перелётные и зимующие птицы России / А. Н. Горьканова. – М.: Школьная пресса, 2010. – 328 с.
  4. Дыбина, О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада / О.Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 102 с.
  5. Иваницкий, В.В. Я познаю мир: Птицы: Дет. энциклопедия/В. В. Иваницкий. — М.: АСТ, Астрель, 2004. — 399с. ил.
  6. Лаптева Г.В. Организация совместной деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке / Г.В. Лаптева. – СПб.: Детство- Пресс, 2011. — 144с.
  7. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. — М.: Амрита-Русь, 2008. — 256 с.
  8. Лучич, М. В. Детям о природе / М. В. Лучич. − М.: Просвещение, 2009. – 243 с.
  9. Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.: ил.
  10. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М.Д. Маханева. — М., 2004. — 216с.
  11. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
  12. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. — М.: Просвещение, 1983. – 208с.
  13. Светлова И.Е. Познаем окружающий мир/И. Е. Светлова. -М.: Эксмо, 2004. -80с.
  14. Скалон, Т.А. Экология для детей дошкольного возраста: методическое пособие/ Т.А. Скалон, Н.М. Игнатьева. — Кемерово: Изд. КРИПКиПРО, 2010. -104 с.
  15. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду/О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. -96с.
  16. Уланова, Л.А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. /Л. А. Уланова, С.О. Иордан. – М.: Детство-Пресс, 2008. -155с.
  17. Федотова, О. Н. Давайте знакомиться, мир. Учебник-хрестоматия / О. Н. Федотова. – М.: Академ книга, 2009. – 198 с.
  18. Федотова, О. Н. Наш мир / О. Н. Федотова. – М.: Академ книга, 2008. – 230 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год