Опыт работы по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста «Природа и мы» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Чеглакова Оксана Георгиевна | |||
17.09.2021 21:25 | |||
Опыт работы по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста «Природа и мы» О.Г. Чеглакова г.Усолье-Сибирское, Иркутская область муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35» Последние несколько десятилетий проблема загрязнения окружающей среды стоит особенно остро. Фабрики, заводы, выхлопные газы наземного транспорта, безусловно, являются источниками загрязнений. Но ведь если посмотреть вокруг, то можно с легкостью заметить, что все видимые загрязнения окружающей среды – дело рук человека. Загрязненность городских улиц, парков, водохранилищ, лесов, рек – результат отсутствия культуры поведения человека в природе, результат безответственного отношения к природе родного края. И как бы ни боролись за сохранность природы благотворительные организации, фонды, отряды волонтеров, проблема остается актуальной круглый год, не зависимо от сезона.
Формирование основ культуры поведения в природе, бережного отношения к природе родного края у ребенка должно начинаться в самом раннем детстве. И первыми воспитателями, и учителями, образцами для поведения, конечно, становятся близкие люди – семья. При поступлении в дошкольную образовательную организацию ребенок начинает проводить большую часть своего времени отдельно от семьи, и у родителей (законных представителей) складывается ошибочное мнение, что всему их детей научат в детском саду. Да, бесспорно, дошкольный возраст отличается сензитивностью, но для ребенка образцом поведения всегда остается семья. В соответствии с п.1 п.2 ст. 44 Федерального закона от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 29. 07. 2017) «Об образовании в Российской Федерации» «Родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Но, как же помочь родителям? Что посоветовать? Учитывая всю важность формирования у детей бережного отношения к природе родного края, был подобран и реализован ряд мероприятий, в которых непосредственное участие приняли дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги. На начальном этапе было проведено анкетирование «Экология в семье», целью которого было выявить отношение родителей к вопросам экологического воспитания дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. Также были напечатаны и распространены листовки «Береги лес от огня!», оформлена папка-передвижка «Мы и природа – едины», изготовлены буклеты «Правила поведения в природе». Но работа с семьей не может складываться в одностороннем порядке. Чтобы активизировать родителей был организован спортивный праздник «Мы веселые ребята», в ходе которого ребята познакомились со способами складывания дров для костра, выкладыванием кострища, приняли участие в эстафете «Мы за чистый лес». На этом спортивном празднике родителям представилась возможность собственным примером показать детям, как нужно вести себя в природе, какую роль играет человек в сохранении природы. Домашнее задание по изготовлению книжек-самоделок на тему «Экологические сказки» оказалось очень интересным как для детей, так и для взрослых. Как оказалось, большинство авторов выбрали в качестве героев своих сказок о. Байкал, р. Ангара, обитателей их берегов и вод. Дети с интересом пересказывали содержание своих книжек-самоделок, делились впечатлениями друг с другом. Логическим продолжением темы книжек-самоделок стала тематическая театрализованная встреча «В гостях у батюшки Байкала», проведенная на базе МБДОУ «Д/с №35». В этой встрече приняли участие ученики МБОУ СОШ №3, работники Усольского историко-краеведческого музея и воспитанники МБДОУ «Д/с №35», представшие перед гостями в образах нерпы, Ангары, Енисея, Иркута, батюшки Байкала. В ходе этой встречи прозвучали стихи, отрывки из рассказов, воспевающие уникальную природу озера и его окрестностей. Работу в направлении формирования у детей основ поведения в природе, бережного отношения к природе родного края планируется продолжать с вновь прибывшими детьми. Привлечение семьи в работу по экологическому воспитанию детей способствует более глубокому восприятию темы, вызывает положительный эмоциональный отклик у детей, повышает компетентность родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Список литературы
|