Творческий проект «Наш лес-богатства родного края» |
Занятия по Экологии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Левина Ирина Ивановна Галямова Анастасия Аркадьевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.08.2021 10:56 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческий проект «Наш лес-богатства родного края» Информационная карта проекта: МАДОУ №2 "Лучики" г. Киселевска.
6. Место проведения: средняя «А» группа МАДОУ №34 7. Сроки проведения: ноябрь, декабрь 2016.
8. Количество участников проекта: 21 человека (из них 10 детей, 1 воспитатель, 10родителей) 19. Возраст детей 4 – 5 лет 10. Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и в НОД) 11. Ожидаемые результаты (продукт проекта):
Проблема: Недостаточное знания детей о богатстве нашего родного леса, способах ухода и условия их роста. Актуальность проекта: Даже в большом городе деревья окружают нас повсеместно. Растут деревья, с ними растут и дети. Однако и взрослые, и дети, хоть и видят их ежедневно, как правило, почти не обращают на них внимания. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Ведь они не передвигаются, не издают звуков, мы не видим, как они питаются и не замечаем, как растут. Несмотря на это, деревья являются важной частью живой природы и играют большую роль в нашей жизни. Тема проекта: «Наш лес- богатства родного края!» Цель: Вызвать интерес к окружающему миру. Формировать элементарные экологических знаний и представлений у детей. Воспитывать любовь к природе родного края, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому. Задачи: формировать у детей представления о деревьях как о живых объектах природы; вызвать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из различных источников (книги, фильмы, дидактические, настольно-печатные игры и др.; посредством опытно – экспериментальной деятельности. Учить различать и называть деревья и плоды; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, фантазию, воображение; развивать поисково-исследовательскую деятельность развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны; воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия. Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности. 2. Основной. (или этап реализации проекта): Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и др). 3. Заключительный. Проводятся итоги работы, подготавливается презентация, итоговая беседа с детьми. Работа с родителями:
Данил принес в группу энциклопедию «Лес и человек», небольшая группа детей заинтересованно рассматривала книгу. Увидев, что дети заинтересовались этой темой, я организовала с детьми беседу. -Что знают о природе нашего края? -Что хотят узнать?
Чтобы поддержать интерес к этой теме я совместно с детьми решила организовать долгосрочный проект, по этой теме: «Наш лес- богатства родного края!» Определили тему: «Знакомства с деревьями и животными нашего леса». Возможные проекты:
Источники информации: 1. Литература: Русские народные сказки «Пузырь, соломина и лапоть», Теремок», С. Маршак «Чем пахнут ремесла?» К. Д. «Береза моя, березонька…», С. Маршак «Откуда стол пришел?», Е. Соколова «Живая ёлочка», А. Часовников «Лесорубы», Сказка «Бобры и деревья», «Звуки леса». С. Есенин «Береза», «Черемуха», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», С. Воронин «Моя береза», «Под кустом». А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», К. Чуковский «Елка», «Чудо-дерево», К. Паустовский «Рассказы о природе». Загадывание загадок- «Отгадай загадку- покажу отгадку» 2. Мультфильмы: «Два клена», «Чьи в лесу шишки», «Дерево с золотыми яблоками», «Жило – было дерево». 3. Экскурсии осенний парк. «Знакомства с деревьями нашего леса». «Деревья, которые нас окружают». 4. Наблюдения за деревьями, за сезонными изменениями в природе. 5. Рассматривание картин и иллюстраций «Наш лес», «Что нам даёт природа». «Изделия из древесины», «Птицы нашего края», «Деревья», «Листья», «Лес», «Плоды деревьев». 6. Беседы: «Благодарит и сердится природа». «Маленькие помощники», «Что такое природа?», «Как готовятся звери к зиме», «Деревья нашего края». 7. Работа со схемой «Строение дерева», 8. Картинки (инструменты плотника, столяра, лесоруба). 9. Просмотр слайдов: «Наш лес», «Что нам дает природа?», «Изделия из древесины», «Как вести в лесу». 10. Экологические игры: «Опиши, а мы отгадаем?», «Найди, кого назову», «Кого не стало?», «Угадай по описанию», «Помоги листику найти деревцо?», «С чьей ветки детки?». «Угадай дерево». 11. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Найди перелётных и зимующих птиц родного края». «Угадай дерево?». 12. Аудиозапись «Шум леса», «Пение птиц». 13. Экспериментально- исследовательская деятельность: «Как ухаживать за растениями», «На свету и в тени», эксперимент с семенами-шишками и березками. «Корень – устойчивость дерева». «Кора разных деревьев», «Кораблик путешествия» (свойства дерева). «Приключения Буратино» (сравнение свойств дерева и металла). 14. Пальчиковая гимнастика: «Наше дерево», «Есть в лесе три полочки», «Птицы», «Наши алые цветки». 15. Творческая деятельность: лепка «Лес», аппликация «Птицы в нашем лесу», рисования «Красавица –береза». Рисование «Осенний пейзаж», коллективная аппликация с использованием природных материалов «Осенние деревья». Результаты после реализации проекта: Проект : Альбом «Наш лес»
Приложение №2 Проект: Дидактическая игра «Деревья»
Приложение №3 Проект: сюжетно-ролевая игра «Поход в лес».
Приложение №4 Экологические игры 1. Отгадай, от какого дерева эти семена» Цель:
семенем. 3. Закреплять знания о названиях деревьев. 4. Воспитывать любовь к природе. 5. Развивать мышление, память. Материал: В пластиковые прозрачные баночки, с закручивающимися крышками, кладут семена липы, ясеня и клена (в каждую отдельное семечко). На крышках изображены листья липы, ясеня, клена. Ход игры: Крышки снимаются с банок и кладутся в «чудесный мешочек». Дети по очереди достают крышку, рассматривают листочек, изображенный на ней, называют дерево, соответствующее этому листу. Далее находят баночку с семечком этого дерева, закручивают крышку на банку. 2. Кто где живёт». Ход игры. Педагог помещает на доску картинки с изображениями листьев клена, сирени, дуба и ясеня и задает детям вопрос, какой из листьев лишний и почему. Дети должны определить, что лишний лист сирени, потому что сирень — это куст, а дуб, ясень и клен — деревья. Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый из присутствующих на занятии детей. Игру можно провести с целью дифференциации лиственных и хвойных деревьев, съедобных и несъедобных грибов. Приложение №5 Стихи о деревьях. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. А. С. Пушкин. Как хорошо в гостях у осени Среди березок золотых… Подольше б золото не сбросили Стоял бы лес багрян и тих. Ходит осень, бродит oceнь, ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый, Желто-розовый — кленовый. В. Авдиенко БЕРЁЗКА Снова осень золотая… Ветер листьями играет, Улетает птичий караван… Под окном грустит берёза – То ли дождик, то ли слёзы - С голых веток капает вода… Листья падают с берёзы - Скоро зимние морозы, Нужно ей скорее засыпать… Белый снег на ветки ляжет, Он её согреет даже, Но весну берёзка будет ждать… Клён Клён под солнышком купался И ладошкой умывался. Осень красная пришла Все ладошки обожгла. Дождик пламя потушил, Ветер ветки подсушил. Желтые ладошки К нам летят в окошки. А. Кулагина Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят. Лишь вдали, краснеются там, на дне долин, Кисти ярко- красные вянущих рябин. Падают, падают листья в нашем саду листопад, жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят. (Ивенсен) Осень длинной тонкой кистью Перекрашивает листья. Красный, жёлтый, золотой Как красив ты, лист цветной! А ветер щёки толстые Надул, надул, надул И на деревья пёстрые Подул, подул, подул! Красный, жёлтый, золотой Облетел весь лист цветной! И. Михайлова Приложение №6 Наблюдение № 1 «Деревья на участке». Задачи: закрепить названия деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота, цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и форма листьев). Активизация словаря: растут, клён, рябина, береза, осина, тополь, ива, семена, плоды, ствол, корень, крона, листья, ветки. Художественное слово: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. А.С. Пушкин. Беседа: Какими словами можно сказать об осени? Д/И: «Осень какая?» (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая). - Какие деревья растут на участке детского сада? Давайте внимательно их рассмотрим: - чем они схожи, а в чем их отличия? — Как вы думаете, деревья живые существа или нет? — Почему? — Могут ли деревья убежать, если у н их кто-то поломает ветки, причинит им боль? — Чем можно помочь дереву, если ему навредили? - Как надо относиться к деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить) П/И «Раз, два, три к дереву беги!» Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя. Исследовательская деятельность: Рассматривание листьев с разных деревьев. Составление букетов из разных листьев. Рефлексия: Какие деревья растут на участке? Что вы собирали? Приложение №7 Наблюдение № 2 «Рассматривание березы». Задачи: углублять и закреплять знания о внешнем виде берёзы; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму. Художественное слово: БЕРЁЗКА Снова осень золотая… Ветер листьями играет, Улетает птичий караван… Под окном грустит берёза – То ли дождик, то ли слёзы - С голых веток капает вода… Листья падают с берёзы - Скоро зимние морозы, Нужно ей скорее засыпать… Белый снег на ветки ляжет, Он её согреет даже, Но весну берёзка будет ждать… Беседа: - Посмотрите, какая берёзка? (красивая, белоствольная). - Вот наша красавица белоствольная березонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится берёзка? А почему она красивая? (Белый ствол с чёрными пятнами) - А с чем можно сравнить её ствол? (Белое платьице в чёрный горошек) - А теперь представьте, что у берёзки просто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги). А так красиво? - А какие у берёзы листья? (Маленькие как сердечки с резными краями) - Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова) - Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечного света, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки – молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко). - Сравните между собой несколько берёзок. Похожи ли они? (все деревья разные, непохожие друг на друга). Подвижная игра: «Изобрази берёзу». - А сейчас мы представим, что превратились в берёзок. Каждый придумает свой образ, у каждого своя неповторимая берёзка: молодая, тонкая, с прямыми ветвями, тянущимися вверх к солнцу или старая с опустившимися изящными, изогнутыми ветвями. Рефлексия: Ребята вам понравилось? Что? Как узнать дерево? Какой ствол у березы? Приложение №8 Наблюдение № 3 «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА». Задачи: углублять и закреплять знания детей о внешнем виде клёна; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму. Художественное слово. Клён Клён под солнышком купался И ладошкой умывался. Осень красная пришла Все ладошки обожгла. Дождик пламя потушил, Ветер ветки подсушил. Желтые ладошки К нам летят в окошки. А. Кулагина Беседа. Обратить внимание детей на внешний вид дерева, на красивую форму его листьев. Предложить сравнить между собой несколько клёнов. - А какие у клёна листья? (Маленькие и большие, в форме звёздочек). -сравните несколько клёнов между собой: Похожи ли они? (Подчеркнуть, что все деревья разные непохожие друг на друга). - Как надо относиться к клёну и другим деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить) Д/И «Придумай прилагательное к слову КЛЁН». Рефлексия. Как узнать дерево? Какие у клена листья.
|