«Экологическое пространство как средство формирования экологической культуры и безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Алексутина Елена Викторовна | |||
24.09.2021 21:15 | |||
«Экологическое пространство как средство формирования экологической культуры и безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Алексутина Елена Викторовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14 комбинированного вида» Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Переход на новый ФГОС основного общего образования в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира призван заложить фундамент для достижения стратегических целей и последующих этапов образования и воспитания человека. Это дает возможность нашему образовательному учреждению создать условия для самостоятельной деятельности участников образовательного процесса. Их инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Об этом много говорят, пишут, снимают. И мы много знаем о глобальных проблемах, но не замечаем малого, продолжаем гадить себе под ноги, там где живем и кажется этому ни будет конца.
Мир, окружающий ребенка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Проблема:
Цель: Воспитание экологической культуры дошкольников во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и дошкольного учреждения в проектной деятельности через интеграцию образовательных областей. Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет. И только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решать эту задачу. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования. Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Проект «Эко-мир моей семьи» Рассматривается как часть программы сотрудничества семьи образовательного учреждения в экологическом воспитании детей и представляет собой тематический цикл творческих экологически ориентированных дел с участием родителей и детей. Приложение 1. Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В итоге проделанной работы отмечались положительные результаты: - Сформировалось начало экологической культуры, правильное отношение к объектам и явлениям природы. - Дети научились практическим действиям по охране природы - Сформировалось ответственное отношение к окружающей среде - умственные способности детей более развиты и проявились в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. - У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Наши выпускники имели высокую познавательную активность, отличались активной жизненной позицией; продолжают природоохранную деятельность в школе; посещают кружки: занимаются в центре внешкольной работы. Проект был рекомендован педагогам, родителям. Приложение2. Список литературы
https: //infourok. ru/pedagogicheskij-proekt-dlya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-deti-v-mire-ekologii-4602455. html https: //педагогический-ресурс. рф/upload/iblock/3db/3db78dbb02cae7f54401673c1ee76d48. pdf
|