Детско-родительский проект «Посади своё дерево» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Аскерова Людмила Анатольевна | |||
30.01.2018 01:15 | |||
Детско-родительский проект «Посади своё дерево» Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатель группы №1 АСКЕРОВА Л.А. Где было пустое место, где не было ничего, Аннотация проекта Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский, детско- родительский.
Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатель группы №1 МДОУ д/с «Радость» Аскерова Людмила Анатольевна Введение На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами — деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья — это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Актуальность и социально- экономическая значимость Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет! Анализ ситуации Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Постановка проблемы. Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны?» Совместно с детьми мы нашли орехи каштана. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним. Цели и задачи проекта Цель: Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой. Задачи:
Сроки реализации проекта: 1-1, 5 месяца. Этапы реализации проекта Содержание практической деятельности 1 этап — организационный (1 неделя)
2 этап — основной (1 месяц) Вид деятельности Формы организации детской деятельности Игровая деятельность Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений), «Определи на ощупь» Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева). Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям». Коммуникативная деятельность Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево». Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение). Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями). Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!» Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково». Познавательно- исследовательская деятельность Рассматривание коллекции семян. Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.). Рассматривание альбома «Деревья». НОД «Дерево- дом и столовая для животных». Цикл наблюдений за прорастанием ростков каштана. Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?» Исследовательская деятельность «Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями); «Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?». Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» ( «Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»), (совместно с родителями). Восприятие художественной литературы и фольклора Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб». Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»). Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983), «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932), «Лоракс» (2012), «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»). Самообслуживание и элементарный бытовой труд Посадка орехов каштана дома и в детском саду. Поручение «Полив росточков». Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо. Конструирование «Деревья в нашем городе» (оригами). «Экологические знаки» (совместно с родителями). Изобразительная деятельность Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание. Раскрашивание деревьев. Рисование с натуры «Ветка каштана». Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика), (совместно с родителями). Музыкальная деятельность Слушание: Аудио записи «Звуки природы» Двигательная деятельность Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле». Пальчиковая гимнастика: «Елка». П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я — дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло». Взаимодействие с родителями
3 этап — заключительный (1 неделя)
Управление и обеспечение проекта Ресурсное обеспечение Методическая литература:
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010. Методический материал, имеющийся в детском саду
Оценка результатов проекта Предполагаемые продукты проекта
Итоговое мероприятие
Критерии и показатели эффективности проекта Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов Предполагаемые результаты
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта. Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами. При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.
|