Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников в экологическом воспитании, соответствующих ФГОС ДО |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Чайковская Людмила Юрьевна | |||
08.12.2017 04:08 | |||
Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников в экологическом воспитании, соответствующих ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС № 38 «Колобок» г. Туапсе Чайковской Людмилы Юрьевны) Педагогическая культура родителей и педагогов — один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников. ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, одним, из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Новые задачи, встающие непосредственно передо мной и дошкольным учреждением, предполагают открытость в работе, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать образовательные задачи. Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Сложности в отношении между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны с несовпадением взаимных ожиданий, с недостаточной информированностью как родителей о работе педагогов и специалистов ДО, так и педагогов о проблемах воспитания ребенка в семье. Считаю, что на современном этапе модернизации системы образования, с принятием ФГОС ДО необходимы нововведения в сотрудничестве с родителями, разработка и внедрение системы работы для активного включения их в жизнь ДО.
Именно поэтому вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия с семьей на сегодняшний день является одним из приоритетных. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольной организации. В наше время проблемы экологического воспитания выходят на первый план, и им уделяется все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Сотрудничество с семьями воспитанников по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную окраску. Только современными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитывать экологически грамотного человека. В своей группе мы организовали работу экологического родительского клуба «Берегиня» с целью формирования экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей. Основные задачи деятельности клуба:
Родительское собрание «Войди в природу другом» (старшая группа) Предварительная работа:
Цель:
Ход собрания: Участвуют две команды родителей «Василек» и «Ромашка» 1. Вводная часть Воспитатель: - Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: прикоснуться к природе можно только сердцем. Тема нашего родительского собрания «Войди в природу другом». В первой части нашего собрания предлагаю провести викторину между двумя командами родителей. Лесная тишь полна своих чудес. Ты перед сказкою стоишь, А сказка эта – лес. Ты эту сказку сохрани: Не рви, не мни и не спугни. Вопросы для команды «Ромашка»: - Почему лес называют зеленой аптекой? - Какие цветы расцветают ранней весной? - При каких заболеваниях используется липа? - Где уши у кузнечика? - У какой птицы зимой появляются птенцы? Вопросы для команды «Василек» - Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? - «Какую траву любят кошки? - Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов на песке? - Какая ягода заменяет лимон? - При каких заболеваниях используется мята перечная? 2. Основная часть 1. Выступление воспитателя группы Природа – наше богатство, сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Человек – это часть природы. Вдумайтесь в содержание призыва к нам Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.» А сейчас давайте посмотрим, кокой видят природу наши дети (анализ детских рисунков) и посмотрим, какие замечательные поделки вы вместе со своими детьми сделали из природного материала. - Уважаемые родители, расскажите, пожалуйста, какие виды совместной деятельности практикуются в ваших семьях при общении с природой? Давайте вместе подумаем над тем, как вызвать у ребенка интерес к природе, как его поддержать? (высказывания родителей). - Да, вы во всем правы. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять. Чтобы мир явился нашим детям красивым, мы, взрослые, должны помочь им в этом. Только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему зеленому дому. Только опираясь на семью, только общими усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Чтобы развивать у детей интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах, я предлагаю создать экологический клуб «Берегиня», работа в котором сблизит детей и родителей, научит детей работать в команде, согласовывать свои действия с другими людьми. Члены клуба смогут вместе с детьми участвовать в природных акциях, проводимых в детском саду, совместных конкурсах, праздниках, развлечениях экологической направленности. Ознакомление родителей с Положением родительского клуба «Берегиня». Голосование. Выступление родителей с предложениями по работе клуба. Утверждение перспективного плана работы клуба. Заключительное слово воспитателя: Берегите и охраняйте природу. Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет. Берегите эти земли, эти воды. Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко
|