«Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Кузнецова Ольга Васильевна | |||
30.10.2017 23:07 | |||
«Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС» Кузнецова Ольга Васильевна Воспитатель МБДОУ «ЦРР — д/с «Рябинушка» г. Абакан, р. Хакасия. Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Работа в этом направлении позволяет реализовать принцип ФГОС: решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно. Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души. Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС. Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная, физическая культура. Кроме того, природоведческие знания интегрируются:
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. Многие экологические проблемы: экологические связи, полезные и «вредные» животные, пищевые цепочки решаются на региональном уровне, опираясь на потенциал нашего заповедника «Хакасский». Республика, в которой мы живем, расположена в зоне тайги и степей. У нас самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением. Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:
Патриотическое воспитание дошкольников на основе экологического образования предполагает создание системы работы в детском саду. Система работы по данному направлению включает следующие компоненты:
В процессе работы по воспитанию позитивного отношения детей к природе родного края разработаны несколько познавательных занятий. Содержание занятий включает различные виды деятельности: Тема занятия Содержание занятия «Шумит зеленая тайга»
«Кедр – зеленое золото Хакасии»
«Животный мир Хакасии»
«Лесная аптека»
«Цветет Хакасия» (о первоцветах)
Для формирования позитивного отношения к так называемым «вредным» животным Хакасии организуется интегрированная деятельность. В результате этой деятельности дети усваивают основное правило экологии: в природе все взаимосвязано, нет «вредных» и полезных животных, каждый из них выполняет свою функцию. Темы деятельности: «Волк – ты какой на самом деле?», «На что нужны мыши», «Кому страшна лисица», «Даже царевна была лягушкой», «Кто это долбит деревья в лесу?». В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся познавательные беседы «Мой край родной – заповедные места Хакасии». Цель бесед: Познакомить детей с заповедником «Хакасский» (участок «Малый Абакан», «Заимка Лыковых», «Озеро Иткуль» и др.), с легендами (одна из версий), почему реку назвали Абаканом, озеро «Иткулем» (озеро пятидесяти); воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Хакасии; формировать бережное отношение к природе родного края. В ходе бесед дети знакомятся с произведениями хакасских писателей (стихи, рассказы, сказки), легендами и иллюстрациями к легендам художника А.Абдина, с Красной книгой Хакасии. Произведения хакасских писателей и поэтов дают детям полезные знания о природе, учат их наблюдательности и любви к природе родного края. Стихи и рассказы о животных и птицах доступны и легко запоминаются, отражают характерные признаки поведения животных Хакасии. Хакасский детский писатель Ф.Т. Бурнаков написал семь книжек для детей, в которых сумел передать прелесть таежного пейзажа, красоту горных вершин и снежных хребтов. М.Е. Кильчичаков – хакасский народный поэт. По мотивам хакасских сказок и преданий он написал прекрасные книжки для детей «Два друга», «Сказка о хитрой лисе», «О том, как птицы избирали хана» и др. Детский поэт А.В. Килижеков написал замечательную книжку в стихах для детей «В теплый день». Все стихи о животных и птицах. Ненавязчиво, доступно даже для младших дошкольников в них раскрыты характерные признаки внешнего вида и поведения животных. Большое внимание уделяется ознакомлению детей с хакасскими народными сказками, особенно сказкам о животных. Среди сказок о животных обращают на себя внимание короткие рассказы, так называемые кип-чохи. Обилие этих сказок объясняется бытом хакасов. Повседневное общение с природой, постоянные наблюдения за птицами и животными давали возможность изучать их привычки и повадки. Затем создавались поверья и сказки, которые обобщали эти наблюдения. Сюжеты сказок доступны и привлекательны, учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом. Кроме чтения природоведческой литературы с детьми проводятся «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Темы уроков доброты: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кого можно считать заботливым?», «Любить – это что значит?» и т.д. Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно проводятся экологические развлечения, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. В игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.). В ходе развлечений используются различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач. Все виды экологических развлечений построены на основе природоведческого материала нашей республики.
Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических задач в соответствии с принятой на себя ролью, является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях. Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд «Что мы знаем о природе Хакасии и ее охране», «Тайны природы» и др., совместные посещения зоопарка и музеев. Совместно с родителями проведены экологические праздники: «День птиц», «Сохраним лес от пожара», «Зиновий-синичник» и др. Родители -постоянные участники природоохранных акций: «Каждой птице свой дом», «Покормите птиц зимой»; городской выставки- конкурса в рамках операции «Кормушка» и республиканского конкурса семейных рисунков «Животный мир Хакасии». Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою малую Родину, воспитанию любви к родным местам, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, формированию патриотических чувств. Литература.
|