Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи
Занятия по Экологии
Автор: Пантелеева Наталья   
27.09.2017 05:08

Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьиВоспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи

Н.Г. Пантелеева, к.п. н., член-корреспондент МАНПО, заместитель заведующего ФГКДОУ «Детский сад №145» Министерства обороны РФ г.Можайска Московской области

Аннотация: в статье автор затрагивает важную сферу человеческого бытия, как культура взаимодействия подрастающего поколения с природой. Взрослые (родители и педагоги) должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными. Это требует постоянного контакта ребенка с природой, только в ходе взаимодействия с природой возможно нравственное становление и развитие личности.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, практико — ориентированная деятельность, новые формы деятельности.

Каждый год в развитии нашей страны особенный, насыщен событиями и памятными датами в истории и культуре Отечества. Не исключением явился и 2017 год, который объявлен Правительством Годом экологии в целях привлечения внимания общества к экологическим проблемам. Все это позволит, как мы надеемся, существенно повысить интерес маленьких граждан в воспитании их экологической культуры.

 

Скачать конспект

Характерной чертой современного социума является снижение экологической устойчивости, разрушительной деятельности человека по отношению к природе. Реализация данной задачи должна осуществляться на первой ступени образования, т.е. с раннего дошкольного детства, чтобы сформировать нравственные формы взаимодействия ребенка с окружающим природным миром, развить потребность в познавательном общении с миром живой и неживой природы. В результате познания детьми природного мира воспитывается их экологическая культура и проявляется в эмоционально — положительном и ответственном отношении к природе, к окружающей среде, соблюдении определенных этических норм и ценностных ориентаций. Формирование начал экологической культуры, базисных компонентов личности – это правильное отношение к природе во всем ее многообразии, грамотное взаимодействие с миром природы; к людям, охраняющим и созидающим ее. Это сложная задача, требует преобразования всей сложившейся системы педагогической работы по экологическому воспитанию. Большое значение имеют не только непосредственные контакты с природой в процессе ознакомления, но и включение маленьких граждан в систему различных форм и видов экологически практико — ориентированной деятельности, которая предоставляет широкие возможности для воспитания их экологической культуры. Взрослые (педагоги и родители) должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре эмоционального общения с растениями и животными, природоохранной деятельности. Своим примером показать, как важно не обижать животных, не рвать охапками цветов, не мусорить возле дома. Экологическое поведение, культура понимания ценности природы тесно связано с патриотическим воспитанием и формируется в практической деятельности при активном участии взрослых, которые ненавязчиво и повседневно учат понимать и защищать окружающий мир. Следовательно, необходимо выработать программу действий согласно возрастным особенностям детей: от года до 3 лет отношение к миру формируется через подражание взрослым; от 3 до 7 лет участие детей строится на познавательно-игровой основе. Жизнь ребенка требует постоянного общения с природой, только в ходе не-прерывного общения и взаимодействия с природой возможно нравственное становление и развитие личности.

Опыт известного педагога В.А. Сухомлинского, который раскрыл сущность экологического воспитания в социальном и нравственно-этических аспектах созвучна с требованиями времени — воспитание детей через природу. Он утверждал, что природа – первый воспитатель, родник фантазии и доброты, поэтому первые уроки мышления детей должны быть среди природы и на природе: замечать очарование обычного, чувствовать настроение природы, слушать музыку природы, проявлять сочувствие. Его маленькие поучительные рассказы о природе заставляют задуматься не только детей, но и взрослых. Считаем, что непосредственное общение в природной среде: экскурсии, использование экологических троп — основа для воспитания у детей доброты, гуманности и понимания ценности природы.

Важным условием формирования экологической культуры личности ре-бенка является создание экологической развивающей среды в группе и на участке детского сада, чтобы возникла потребность в общении с природой и бережное отношение ко всему живому. Это обогащает воспитательную работу с детьми и делает ее богаче, многограннее, содержательнее. Пути приобщения к экологической культуре дошкольников с помощью игровых технологий, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально-творческой деятельности многогранны.

Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что разные формы и виды познавательной деятельности экологического содержания помогают формировать у детей установки правильного поведения в природе по защите окружающей среды. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию продолжается в семье, это решение разнообразных проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, уход за растениями и животными дома, экологические проекты и эксперименты, чтение, день добрых дел и др.

В практике экологического воспитания используем особый метод получения знаний детьми о природе – тренинг, направленный на развитие чувств, расширения взаимодействия с природой, на действия в воображаемой ситуации. Это интерактивное обучение в приобретение нового опыта и формирования культуры поведения в специально созданной экологической среде. Используя различные модели и ситуации, проигрывая их, дети упражняются в осознанном отношении к миру природы.

Путешествие по воображаемому лесу

Цель: оживить эстетические впечатления и переживания детей, вызван-ные наблюдениями за явлениями в природе летом и осенью. Развивать умение детей использовать накопленный опыт наблюдений при решении логических задач, самостоятельно устанавливать закономерности сезонной жизни растений и животных, выражать суждения в речи. Прививать любовь ко всему живому на земле.

Подготовка: цикл экскурсий в лес, их тематика: тайны и дары леса, лес-ные обитатели, лесная аптека. Рассматривание книг, энциклопедий о природе, чтение, использование газетного материала «Окно в природу», знакомство с народным словом; беседы «Как лесники заботятся о лесе?», «Лес — наше богатство», викторина «Лесные обитатели» с использованием сказок, песен, пословиц; экологические игры «Старик – лесовик», «Народные приметы», придумывание экологических сказок, рисование «Лес — полный чудес», слушание музыки Ф.Листа «Шум леса», детско-родительский конкурс «Природа и фантазия» (работа с природным материалом), оформление альбома «Сказки леса», домашние задания, практическая деятельность детей в природных зонах.

Обстановка: в группе создан воображаемый лес – на полу разбросаны листья, в углу лежат бревна, деревья бутафорские, искусственные ели, на загадочной тропинке расположены ежи, птичье гнездо, грибы, «овраг» — в 2 ряда расположена веревка.

Ход: педагог приглашает детей в волшебный лес, по тропинке пойдем, песню звонкую споем (дети идут в воображаемый лес и поют песню «Вместе весело шагать» В.Шаинского). Лес любит тишину, послушайте музыку леса – это целый мир звуков. Дети приостанавливаются, вслушиваются в звуки леса (включается запись – шелест листьев, журчание ручья, пение птиц). Из-за елки появляется Лесовик: я – старик-лесовик! По лесу хожу, за порядком слежу, деревьям помогаю, зверушек защищаю, добрых людей ягодами угощаю. И пропущу вас в лес тогда, когда узнаю, что вы действительно любите землю, природу, много знаете о ней. Сейчас осень, все увядает, что можете рассказать об этом? (дети рассказывают стихи, поговорки, народные приметы, загадки). Молодцы! Педагог: ребята, у каждого времени года свой любимый цвет. А какой цвет у осени? (фантазии детей).

Лесник: послушайте правила, которые надо знать тем, кто приходит в гости в лес: «Не сори, не шуми, не губи!» Повторите их и можно идти.

Педагог: дальше по тропинке пойдем, много интересного найдем; идут вместе с Лесником. На тропинке встречаются ежи. Педагог: ребята, посмотрите, ежи притаились на тропинке. А что это они так притихли? (осенью ежи мало бегают по лесу, не ловят мышей, забираются под листья и дремлют). А как ежи готовятся к зиме? А другие звери, как? (ответы). Давайте не будем им мешать и пойдем дальше по тропинке, пусть засыпают. На тропинке попадается гнездо. Ребята, а почему гнездышко лежит на земле? (рассуждения детей). Да, некоторые птицы устраивают свои гнезда на земле. Но это же гнездо разорено, посмотрите! (обсуждают ситуацию). Лесник: в лес приходят недобрые люди – ломают деревья, разоряют гнезда и муравейники; чтение стихотворения «Дикарь в лесу» Г.Ладонщикова. Педагог: как вы думаете, как надо относиться к природе? (высказывания детей). Молодцы! Ко всему живому надо бережно относиться. Добрый человек никогда не пройдет мимо обиженного живого существа. Будем лес любить и оберегать! Посмотрите, сколько деревьев вокруг разных. Как вы думаете, интересно быть деревом? (фантазии детей). Сейчас вас превращу в деревья (проводит волшебной палочкой над головами детей), поднимите свои руки вверх – это ветки и пошевелите листьями – пальцами. Слышите, какой ветер поднялся. Расставьте ноги широко, они превратились в корни дерева. Чувствуете, как они крепко держат вас в земле? (дети изображают деревья). Вы – замечательные дере-вья! Идут дальше. Педагог: ой, да тут овраг! Как же нам быть? (предположения детей). Давайте перепрыгнем, мальчики, помогите девочкам. На другой стороне оврага грибы-муляжи, короткая беседа «Что мы знаем о грибах?». Ребята, если вы увидите в лесу мухомор, пройдете мимо или собьете его? (ответы).

На тропинке лежит конверт, педагог читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю от лесных обитателей, что вы его большие друзья. И лес рад видеть вас у себя в гостях. Отгадайте мою загадку «Кто, где зимует?» (составлено Е.И. Золотовой) — собрались насекомые на лесной полянке и стали расска-зывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель»; «А я, — сказал муравей…»; «А мы, — зажужжали пчелы, жуки…»; «А я, — зашуршала гусеница…». Что сказали насекомые? Где они будут зимовать? (ответы-рассуждения детей). Дети идут дальше, педагог предлагает остано-виться и полюбоваться красивыми местами. Вот бревнышки: отдохнем, посидим и вспомним домашнее задание — экологические сказки, придуманные дома (педагог хвалит детей). Проводится игра «Лесорубы» — дети распре-деляются на три группы: одни – деревья, другие – звери, третьи – лесорубы. На слова лесорубы идут – лесорубы стремятся захватить дерево, а звери стараются их спасти (экологическое родство: зайчик – осина, медведь – рябина, тетерев – береза, кабан – дуб, глухарь – сосна). Педагог спрашивает у Лесника, что это за мешочки у него на поясе? Лесник: это мои волшебные мешочки, в них полезные лекарственные травы. Какие травы нашего края знаете вы? Лесник дает детям понюхать и почувствовать запах трав. Ну что друзья, нравится вам в лесу? Дети прощаются с Лесником.

Используемая литература

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная про-грамма дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  2. Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  3. Ручий Н.П. Дошкольное образование. Новые формы работы / Теория и практика образования в современном мире: Материалы междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012.
  4. ФГОС дошкольного образования /Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013г. № 1155.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год